Самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАЙ ИЕ ()ss i

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено23.06.75 (21) 2146807/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.05.77,Бюллетень N 17 (45) Дата опубликования описания 20.06.77 (51) М. Кл.

Г 16 С 23/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Il0 делам изооретений и открытий (53) УДК 621.822 5 (088.8) (72) Автор изобретения

P. 1G. Соо (71) Заявитель

Специальное конструкторское бюро "Ленгидросталь" (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано, в частности, в гидротехническом строительстве на разводных, поворачиваемых в вертикальной плоскости затворах. 5

Известен самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и самоустанавливающийся в осевом направлении подшипник скольжения, размещенный между буртами вала и смонтирован- 10 ный в корпусе на вкладышах, установленных в продольных пазах корпуса(1).

Однако этот пддшипник не может быть использован при больших нагрузках (порядка 1000 тс и бопее), так как при переко- 15 се вала, вследствие большого момента от трения скольжения, происходит кромочное смятие и быстрый износ втулок подшипника

Целью изобретения является увеличение долговечности изделия эа счет уменьшения 20 контактных напряжений при перекосах вала.

Указанная цель достигается тем, что подшипник выполнен самоустанавливающимся в диаметральных плоскостях, а вкладыши выполнены в виде сегментных шпонок со 25 сферическими торцовыми поверхностями, контактируюшими с кольцевыми буртами вала.

На фиг. 1 изображен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А.-А на фиг. 1.

Самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения состоит из вала 1, закреппленного на опорной балке затвора, сферического подшипника 2 с втулкой иэ антифрикционного материала 3, вкладышей 4 и корпуса 5.

Вкладыши 4 располагаются в пазах корпуса 5 и могут перемещаться в осевом направлении.

Торцовые поверхности 6 вкладышей имеют сферическую форму. Вал снабжен кольцевыми буртами, внутренняя часть 7 которых служит для фиксации и передвижения подшипника 2, а внешняя часть 8 — для передвижения вкладышей 4.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

Гидростатическая нагрузка на затвор передается через вал 1 на подшипник 2 и

557212

Формула из обре те ни я

4-А

Составитель И. Крылова

Редактор И. Марховская Техред И. Асталош Корректор А. Гриценко

Заказ 988/36 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП" "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 далев через вкладыши 4 на корпус 5. Под действием нагрузки вал 1 прогибается, и концы его занимают положение под некотс рым углом относительно корпуса 5. Под действием буртов 7 подшипник 2 поворачивает 5 ся вместе с концом вала и перекатывается сферической поверхностью по цилиндрической поверхности вкладыша 4. Под действием нагрузки и температурных расширений, происходит смещение концов вала в осевом нап- ð равлении, а вместе с ними, под воздействием буртов 7 — подшипника 2. Одновременно бурты 8 смещают по пазам в корпусе вкладыши 4. Таким образом между подшипником 2 и вкладышами 4, где имеют место высокие контактные напряжения, трение скольжения исключено и заменено трением скольжения вкладышей 4 по пазам корпуса при малых удельных давлениях.

Предложенный самоустанавпивающийся под- 20 шипниковый узел скольжения обеспечивает надежную работу.при большой нагрузке (свыше 1000 тс).

Самоустанавпивающийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и самоустанавливающийся в осевом направлении подшипник скольжения, размещенный между буртами вала и смонтированный в корпусе на вкладышах, установленных в продольных пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности за счет уменьшения контактных напряжений при перекосах вала, подшипник выполнен самоустанавливающимся в диаметральных плоскостях, а вкладыши выполнены в виде сегментных шпонок со сферическими торцовыми поверхностями, контактирующими с кольцевыми буртами вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. П. И. Орлов. Основы конструирования, М„Машиностроение, 1972: с. 373, рис. 408 б.