Самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАЙ ИЕ ()ss i
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено23.06.75 (21) 2146807/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.05.77,Бюллетень N 17 (45) Дата опубликования описания 20.06.77 (51) М. Кл.
Г 16 С 23/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР
Il0 делам изооретений и открытий (53) УДК 621.822 5 (088.8) (72) Автор изобретения
P. 1G. Соо (71) Заявитель
Специальное конструкторское бюро "Ленгидросталь" (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано, в частности, в гидротехническом строительстве на разводных, поворачиваемых в вертикальной плоскости затворах. 5
Известен самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и самоустанавливающийся в осевом направлении подшипник скольжения, размещенный между буртами вала и смонтирован- 10 ный в корпусе на вкладышах, установленных в продольных пазах корпуса(1).
Однако этот пддшипник не может быть использован при больших нагрузках (порядка 1000 тс и бопее), так как при переко- 15 се вала, вследствие большого момента от трения скольжения, происходит кромочное смятие и быстрый износ втулок подшипника
Целью изобретения является увеличение долговечности изделия эа счет уменьшения 20 контактных напряжений при перекосах вала.
Указанная цель достигается тем, что подшипник выполнен самоустанавливающимся в диаметральных плоскостях, а вкладыши выполнены в виде сегментных шпонок со 25 сферическими торцовыми поверхностями, контактируюшими с кольцевыми буртами вала.
На фиг. 1 изображен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А.-А на фиг. 1.
Самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения состоит из вала 1, закреппленного на опорной балке затвора, сферического подшипника 2 с втулкой иэ антифрикционного материала 3, вкладышей 4 и корпуса 5.
Вкладыши 4 располагаются в пазах корпуса 5 и могут перемещаться в осевом направлении.
Торцовые поверхности 6 вкладышей имеют сферическую форму. Вал снабжен кольцевыми буртами, внутренняя часть 7 которых служит для фиксации и передвижения подшипника 2, а внешняя часть 8 — для передвижения вкладышей 4.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
Гидростатическая нагрузка на затвор передается через вал 1 на подшипник 2 и
557212
Формула из обре те ни я
4-А
Составитель И. Крылова
Редактор И. Марховская Техред И. Асталош Корректор А. Гриценко
Заказ 988/36 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП" "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 далев через вкладыши 4 на корпус 5. Под действием нагрузки вал 1 прогибается, и концы его занимают положение под некотс рым углом относительно корпуса 5. Под действием буртов 7 подшипник 2 поворачивает 5 ся вместе с концом вала и перекатывается сферической поверхностью по цилиндрической поверхности вкладыша 4. Под действием нагрузки и температурных расширений, происходит смещение концов вала в осевом нап- ð равлении, а вместе с ними, под воздействием буртов 7 — подшипника 2. Одновременно бурты 8 смещают по пазам в корпусе вкладыши 4. Таким образом между подшипником 2 и вкладышами 4, где имеют место высокие контактные напряжения, трение скольжения исключено и заменено трением скольжения вкладышей 4 по пазам корпуса при малых удельных давлениях.
Предложенный самоустанавпивающийся под- 20 шипниковый узел скольжения обеспечивает надежную работу.при большой нагрузке (свыше 1000 тс).
Самоустанавпивающийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и самоустанавливающийся в осевом направлении подшипник скольжения, размещенный между буртами вала и смонтированный в корпусе на вкладышах, установленных в продольных пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности за счет уменьшения контактных напряжений при перекосах вала, подшипник выполнен самоустанавливающимся в диаметральных плоскостях, а вкладыши выполнены в виде сегментных шпонок со сферическими торцовыми поверхностями, контактирующими с кольцевыми буртами вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. П. И. Орлов. Основы конструирования, М„Машиностроение, 1972: с. 373, рис. 408 б.