Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6с--союз" - " нчес М и Й т н

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 5572). 3 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено01.07.75.(21) 2150128/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.е

F 16 С 82!04

16 С ЗЭ/10

Государстеенный комитет

Совета Министров СССР

IlQ делам изооретений н открытий (43) Опубликовано 05.05.77.Бюллетень № 17 (53) уД1 621.822.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 20.06.77

B. В. Куинджи, А. Ф. Баранов, P. Х..Абдрахманов и Н. М. Курочкин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (54) 1Î

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавных и точных перемещений рабочих органов Машин и станков. Например, опора скольжения может быть использована для перемещения рабочего органа делительной машины для нарезания дифракпионных решеток-делительной каретки.

Известен подшипник скольжения, сойержаший корпус, плавающую втулку и элемент твердой смазки со средством normaтия его к трущейся поверхности, выполненным в виде шарнирно закрепленного на корпусе двуплечего рычаги, одним плечом соединенным с элементом твердой смазки, а другим — взаимодействующим с поверхностью схоса, выполненного на плавающей втулке, подпружиненной в корпусе )1j.

Наиболее близким к препложечному изоб- р> ретению является подшипник, содержащий подвижный и неподвижный элементы один

HG которых выполнен в виде антифрикпионного элемечта, расположенного в обойме, шарнирно соединенной с корпусом и со 25 стержнем, размещенным внутри обмотки, подключенной к источнику напряжения (21, Однако известные подшипники скольжения непригодны для малых прерывистых скоростей вращения, так хак при этом плавнь-.е и точные повороты вала становятся затруднительными в результате выдавливания смазывающих материалов из зоны трения.

При парезинии йифракпионнь. х решеток на целительных машинах делительная каретха, установленная на опоры скольжения, совершает ша-,овые прерывистые IIeремещения, чередующиеся с состоянием покоя., когда на заготовку наносится очередной штрих Чередование состояний покоя и перемещений делительной каретки щюисходит до тех нор, пока не нарежется вся дифракпиоиная решетка, Ппи нарезании больших йифрахпионных решеток., вес рабочего органа машины — делительнои кирее ки составляет около 50 хг. В этих условиях проясхойпт деформация материала антифоикпионного элемента в процессе перемещения опоры. Сочетание режима ".ухого трения и деформапии антифрикпионногс элемента при557213 водит к увеличению силы трения и ее нестабильности. В результате этого плавные и точные перемещения опор скольжения вместе с делительной кареткой становятся невозможными и носят скачкообразный ха- 5 рактер. Скачкообразные перемещения рабочего органа делительной машины существенно ухудшают качество изготавливаемых деталей, что выражается в ухудшении спектральных характеристик дифракционных 10 решеток, нарезаемых на делительных машинах.

Целью изобретения является обеспечение работоспособности в условиях жидкой смазки и повышение плавности и точности переме 15 щения подвижного элемента опоры. ,Лля этого в опоре скольжения стержень в..полнен из магнитострикционного материала и соединен с одной из периферийных поверхностеи обоймы, расположенной вблизи 20 входной кромки антифрикционного элемента, другая периферийная поверхность которой, расположенная вблизи выходной кромки антифрикционного элемента, шарнирно <-.оединена с корпусом. 25

На фигуре 1 изображена опора скольжения рабочего органа, общий вид; на фигуре 2— различные положения антифрикционного элемента в обойме.

Опора скольжения содержит корпус 1, ко- ЗО торый посредством шарнира 2 соединен с периферийной поверхностью обоймы 3, расположенной вблизи выходной кромки антифрикционпого элемента 4, о ирающегося через масляную пленку 5 на неподвижный элемент— направляющую 6, и магнитострикционный стержень 7, один торец которого через шарнир 8 соединен с периферийной поверхностью обоймы 3, = - оложенной вблизи входной кромки ант;фр:..кционногс элемента 4, а дру- 40 гьм ко;щом жестко закреплен в корпусе 1.

,: ст. ржнг . расположена обмотка 9, подключенная к источнику напряжения.

Опора скольжения работает следующим образом.

Рабочий орган машин и станков, установленный на корпусе 1 опоры скольжения совершает прерывистые, шаговые перемещения, чередующиеся с положениями покоя, когда происходит обраб ка детали. В случае, если на обмотку 9 не подается напряжение, то через некоторое время масляная пленка 5 выдавливается весом рабочего органа.

Когда рабочий орган находится в состоянии покоя, напряжение от источника питания через коммутатор подается на обмотку 9 и магнитострикционный стержень 7, сокращаясь, через шарнир 8, соединенный с поверхностью обоймы 3, расположенной вблизи входной кромки антифрикционного элемента 4, прйподнимает его. При таком положении антифрикционного элемента 4 смазывающий материал 5 свободно заполняет зону между трущимися поверхностями.

К моменту подачи рабочего органа напряжение снимается, отключается от обмотки

9 коммутатором, и магнитострикционный стержень 7 принимает свой обычный размер, а антифрикционный элемент 4 через шарнир 8 занимает горизонтальное положение, В этом случае поверхности скольжения 4 и 6 полностью отделены друг от друга масляной пленкой 5 и трение движения определяется силами вязкости смазывающего материала, что обеспечивает работоспособность опоры скольжения в условиях жидкой смазки, а также плавность и точность шаговых перемещений рабочего органа, а это в свою очередь улучшает качество обрабатываемых деталей.

Формула изобретения

Опора скольжения, содержащая подвижный и неподвижный элементы, олин из которых выполнен в виде антифрикционного элемента, расположенного в обойме, шарнирно соединенной с корпусом и со стержнем, размещенным внутри обмотки, подключенной к источнику напряжения, о т л ичающаяся тем,что,сцельюобеспечения работоспособности в условиях жидкой смазки, стержень выполнен из магнитострикционного материала и соединен с одной из периферийных поверхностей обоймы расположенной вблизи входной кромки антифрикционного элемента, другая периферийная поверхность которой, расположенная вблизи выходной кромки антифрикционного элемента, шарнирно соединена с корпусом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство № 422877, F 16 С 33/10, 1971.

2. Авторское свидетельство № 448317, F 16 С 33/10, 1971.

557213

Фиг. 2

Составитель И. Крылова

Редактор И. Марковская Техред И. Асталош Корректор A- Гриценко

Заказ 988/36 Тираж 1154 Подписное цНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,