Подшипник качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
О Il И С А Н И Е (ц)557215
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено25.03.75.(21) 2116393/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5}) М. Кл.е
F 16 С 33/38
Государственный комитет
Совета Мииистров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано05.05.77.БюллетЕнь № 17 (53) УДК 621,822, .722 (088.8) (45) Дата опубликования описания 20.06.77 (72) Авторы изобретения
С. К. Бртонеткин, Г. В. Ксстин, А. С. Пискунов и P. В. Коросташевский (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
Изобретение относится к машинострое.пцо, в частности к авиационной и химической промышленности, гце применя:-от ч высоксоборотные опоры, работающие в потоке маловязких жидкостей. 5
Известен подшили к качения, .в кольцах которого выполнены капа..ы сппода смазки в зону контакта нары ов и колец (1).
Однако выход э т нх каналов на б еговы е дорожки создает условия цля возникновения )0 ударных нагрузок H роста концентрации напряжений в месте выхода канала, на дорожку качения. Кроме того, поцвоп смазки к телам качения и отвод ее затруднен из-за распределения жидкости по высоте 15 сепаратора по параболическому закону вследствие закрутки потока по обе стороны подшипника.
Наиболее близки к изобретению является подшипник качения, в котором в резуль- 20 тате вращения сепаратора, снабженного с торцовых сторон полостями трапецеидальной формы, возможно использование энергии его врашения для приведения в движение смазки (2). 25
Оппако эти полости служат лишь цля ограничения нерациональных пер етеч ек ч = рез поцшипник качения, в то время как капал. подвода смазки в 3 .;ну контакта тел ка .ения с сепараторо vl отсутствуют.
Целью изобретения являе-сч повышенпе ресурса работы пс,цши.пипка пут ем непрерывной циркуляционной;опани смаз вак ще-охлаждающей жидкости в зону наиболее интенсивного тепловыцеления за с .ет создания циркуляцпонного потока жицкости.
Цель достигается тем, что имеющиеся на торцовых сторонах сепаратора трапецеидальной формь. полости соединены кана— лами с гнездами под тела качения. При этом со стороны полости канала начинаются в верхних углах ее а со стороны гнез) па каналы выходят в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.
Такое выполнение сепаратора обеспечивает использование энергии вращения сепаратора цля поцачи смазываюше-охлаждающей жидкости в зону интенсивного тепловыделения и отводя ее при возможности
557215
3 разностороннего вращения подшипника, что способствует повышению ресурса работы последнего.
На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 — то же, разрез А-А фиг. 1.
Подшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца и тела качения 3, размещенные в гнездах 4 массивного сепаратора 5.
Со стороны торцов в сепараторе имеются ð трапецеидальной формы полости 6, сообщенные каналами 7 с гнездами 4.
Со стороны полости каналы начинаются в в верхних ее углах, а со стороны гнезд выходят в зоне линии контакта тел качения и у сепаратора.
Сепаратор может быть выполнен из двух полуколеп, соединенных заклепками 8.
При вращении сепаратора жидкость, заключенная в полости 6, приобретает скорость, gg близкую к скорости движения сепаратора. центробежной силой жидкость перемещается в полости от внутреннего диаметра к наружному, при этом в верхней части полости повышается ее давление. B результате воз- щ никает напорное движение жидкости из напорной части полости 6 (перед выступом полости по ходу вращения сепаратора) в гнездо с выходом ее в зоне наибольшего тепловыделения. В результате тела качения ЗО и сепаратор интенсивно охлаждаются. Созданный вращением сепаратора напор жидкости достаточен для смазки тел качения и вывода жидкости из гнезд через зазоры между кольцами подшипника и сепаратором, а так- щ же через каналы 7 в зону более низкого давления в полости, расположенной за выступом по ходу движения сепаратора. При смене направления вращения сепаратора каналы
4 подвода и отвода жидкости меняются местами.
Благодаря наличию каналов, сообщающих полости на торцах сепаратора с гнездами под тела качения, обеспечивается постоянная циркуляция смазки между наружной (холодной) стороной сепаратора и гнездами его, где происходит значительное тепловыделение вследствие трения тел качения о сепаратор. Гакая циркуляция снимает тепловые потоки при интенсивной смазке тел качения, благодаря чему увеличивается ресурс работы и обеспечивается экономия смазки.
Формула изобретения
Подшипник качения, предназначенный для работы при высоких скоростях вращения в условиях маловязкой смазки, содержащий наружное и внутреннее кольца, тела качения и выполненный в виде втулки массивный сепаратор с гнездами для тел качения, между которыми в теле сепаратора со стороны торцов выполнены IIoJIOGTè трапецеидальной формы, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы за счет увеличения скорости циркуляции смазки, сепаратор выполнен с каналами, сообщающими
его трапецеидальные полости с гнездами в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
No377571,,кл. Г 16 С 33/10, 30 12, 1970 .
2. Патент ФРГ М 1209815, кл. 47В, 12, 27.01.60.
Фиг. 2
Составитель B. Афонин
Редактор Н, Вирко Техред И. Асталош Корректор А. Грипенко
Заказ 988/36 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4