Микротурбодетандер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАН И Е ()ввт оо

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.12.75(21) 2304809/06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано05.05.77.Бюллетень №17 (45) Дата опубликования описания 22.06.77 (51) М. Кл.г

F 25 В 11/СО

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретгний н открытий (53) УДК 621.515:

:621.57.012.4 (088. 8) A. Н. Брагин, Г. Г. Миронов, В. А. Коновалов, Т.В, Комелькова и Г. Л. Луцкий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) МИКРОТУРБОДЕТАНДЕР

Изобретение относится к турбомашинам с газостатическими подшипниками, в частности к турбодетандерам преимушественно для малых расходов рабочего тела.

Известен турбодетандер с газостатичес» кими подшипниками для охлаждения рабочего тела, содержаший улитку и расположенное в ней турбинное колесо, установленное на валу- с газостатическими подшипниками, подключенными к системе наддува (1), При над- щ дуве подшипников в турбодетандере происходит всплытие ротора и образуются при этом воздушные зазоры между цапфами подшипников и валом.

Недостаток этого турбодетандера с газо- тк статическими подшипниками заключается в том, что при эксплуатации возможен запуск турбодетандера без предварительного наддува подшипников, что приводит к сухому трению между цапфой подшипника и валом, вследст- ол вие чего повышается износ во время запусков, что снижает надежность и сокрашает ресурс работы турбодетандера.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности в период за2 пуска микротурбодетандера путем обеспечения предварительного наддува подшипников, перед запуском.

Это достигается тем, что к улитке микротурбодетандера подсоединены патрубки, сообшаюшиеся с помошью заслонок, кинематически связанных с пневмомеханизмом, подключенным к системе наддува, с атмосферой.

На фиг. 1 схематично изображен микротурбодетандер; на фиг. 2 - пневмомеханизм кинематически связанный с заслонкой.

Микротурбодетандер содержит улитку 1, внутри которой размешен сопловой аппарат

2 и турбинное колесо 3, установленное на валу 4. К улитке подсоединены перепускчые патрубки 5 и 6 с заслонками 7 и 8 для перепуска рабочего тела. Микротурбодетандер содержит также пневмомеханизм, состояший из рабочего цилиндра 9, в котором размеше ны поршни 10 и 11, связанные системой рь( чагов с заслонками 7 и 8, и пружины 12 и

13.

Микротурбодетандер работает следуюшим образом.

557240

w

С ос тави т ель Р. Данилов

Редактор М, Васильева Техред Н, Андрейчук Корректор C. Ji1ex»raP

Заказ 1023/54 Тираж 701 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

В исходном состоянии под действием пружин 12 и 13 поршни 10 и 11 пневмомеханизма находятся в среднем положении. Заслонки 7 и 8 перепускных патрубков 5 и 6 при этом открыты. При пуске микротурбодетандера в начальный момент рабочее тело, поступаюшее в улитку 1, минуя турбинное колесо 3, выходит через перепускные патрубки 5 и 6 непосредственно в атмосферу.

С увеличением давления в системе надду- щ ва подшипников поршни 10 и 1 1 пневмомеханизма занимают крайнее положение и заслонки 7 и 8 перекрывают перепускные пат рубки 5 и 6.

В результате рабочее тело поступает че- д рез сопловой аппарат 2 на турбинное колесо 3, приводя его во врашение.

В предлагаемом микротурбодетандере невозможен запуск без предварительного наддуьа газостатических подшипников, что устра. ð няет сухое трение в подшипниках на пусковых режимах и позволяет повысить его эксплуатационную надежность, увеличить срок

4 службы при тех же габаритах. Это значител но улучшает технико-экономические показатели микротурбодетандера.

Ф ормула изобретения

Микротурбодетандер, содержаший улитку и расположенное в ней турбинное колесо, установленное на валу с газостатическими подшипниками, подключенными к системе наддува, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности в период пуска, к улитке подсоединены патрубки, сообшающиеся с помошью заслонок, кинематически связанных с пневмомеханизмом, подключенным к системе наддува, с атмосферой.

Источники информации, принятые во вни» мание при экспертизе."

1. Патент Великобритании . ю 980048, кл. F 2А, опубл. 1961.