Станок портального типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i) 557883
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Е АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социалистимеских
Респубпик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.04.74 (21) 2010046/08 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.05.77. Бюллетень ¹ 18
Дата опубликования описания 23.0б.77 (51) М. Кл. В 23D 7/04
Гасударственный намитет
Соввтв Министров СССР ао делам изоаретоннй (53) УДК 621.912.13-229.382 (088,8) и отирытий (72) Авторы изобретения
Н. В. Кошелев, Ж, С. Равва и В. Е, Лысов
Куйбышевский завод координатно-расточных станков (71) Заявитель
j (54) СТАНОК ПОРТАЛЬНОГО ТИПА
Изобретение относится к машиностроительной промышленности и может быть использовано в станкостроении, особенно в прецизионном, например, в координатно-расточных, Координатно-шлифовальных станках, координатно-измерительных машинах и других, в которых траверса, несущая шпиндельную бабку, перемещается в вертикальном направлении посредством двух ходовых винтов.
Известные станки портального типа, в которых разница показаний двух датчиков, следящих за горизонтальным положением траверсы и стола, является сигналом для включения приводного двигателя устройства автоматической компенсации переноса траверсы относительно стола.
Однако известные станки имеют следующие недостатки: наличие в резьбовых втулках фрикционных колебаний, т. е. появление скачков, величина которых превышает допустимую величину точности позиционирования траверсы; наличие недопустимых погрешностей отработки подающего сигнала в самой системе, а для уменьшения ошибки системы требуется включение в нее дополнительных корректируюших устройств.
Целью изобретения является исключение фрикционпых колебаний в процессе компенсации перекоса траверсы.
Это достигается тем, что под базовые торцы обоих ходовых винтов установлены гидравлические опоры, выполненные в виде замкнутых камер с рабочей жидкостью, каждая из которых образована корпусом сгойки и уступом подвижной опоры, а устройство для автоматической компенсации перекоса траверсы выполнено в виде управляющих гидроцилиндров, поршни которых связаны со следящей системой через исполнительный двигатель, а поршневые полости гидравлическп связаны с камерами подвижных опор.
Кроме того, для обеспечения поступательното синхронного перемещения поршней по15 следние выполнены в виде плунжеров, в каждом из которых один из торцов соединен винтом с валом исполнительного двигателя.
Для обеспечения ручной компенсации переноса траверсы в каждую полость управляющих гидроцилиндров введена дополнительная полость, выполненная в виде гидроцилиндра одностороннего действия, в котором один из торцов поршня связан с предусмотренным регулировочным винтом увеличения или
25 уменьшения объема н идкостн в гидроцилиндре.
Нз фиг. 1 изображен станок с устройством автоматической компенсации перекоса траверсы, общий вид; на фиг. 2 — гидроопора
30 (разрез по А — А на фиг. 1); на фпг. 3 — уп557883 равляющие гидроцилиндры с привязкой к исполнительному двигателю (разрез по b — В на фиг. 1).
< танок содержит станину 1, по направл»ющим которои перемещается стол 2. ha стаНИНЕ l разМЕщЕНЫ дВЕ СТОИКИ а И I, ПО ИХ направляющим перемещается траверса 5 с размещеннои на ней шпиндельнои 0аокои О. перемещение траверсы Ь осуществляется посредством двух винтов i, получающих вращение от электродвигателя (на чертежах не показан) через червяк О, червячное колесо э и муфту 10, при эгом червячное колесо 3 установлено на двух радиально-упорных подшипниках l I.
o ñòðîèñòâî для автоматической компенсации опклонения от параллельности траверсы о относительно стола 2 состоит: из двух одинаковых гидроопор 12, представляющих сооои замкнутыи объем жидкости между стоиками, ч и уступом подвижной опоры, двух управляющих полостеи 14 и плунжеров которые совершают возвратно-поступательное движение от вращения винтов 1б, соединенных с валами одного исполнительного электродвигателя 17, электрической системы автоматического регулирования (САР), в которую входят электронныи олок I5 и два датчик " ХТГ% 20, один из них следит за горизонтальным Жложением стола, другой — за IOризонтальным положением траверсы, а разница показаний этих датчиков является сигналом для включения исполнительного двигателя 17.
Кроме того, для ручной компенсации перекоса траверсы 5 относительно стола 2 в yllравляющую полость 14 введена дополнительная полость 2I, выполненная в виде, например, гидроцилиндра одностороннего действия, в котором один торец поршня 2л связан с уплотн»ющим элементом 2, а другои торец поршня связан с регулировочным винтом 24. (.окращение или увеличение объема полости
2! производится посредством поворота регулировочного винта 2ч. хуаждая полость гидравлической опоры 12 соединена труоопроводнои магистралью 25 со своеи управляющей полостью 1ч и дополнительнои полостью 21. э арядка давлением рабочей жидкости всех полостей производится через заправочный штуцер 26.
Станок портального типа с устройством автоматической компенсации перекоса траверсы работает следующим образом.
Допустим, что траверса 5 параллельна относительно стола 2, при этом электрическая система автоматического регулирования (СЛР) находится в равновесии, так как датчики 19 и 20 подают в электроблок 18 одинаковые сигналы.
При смещении от центра шпиндельной бабки b на траверсе 5 при ее перемещении (вверх, вниз) происходит перераспределение реакций на винтах 7, в результате чего происходит деформация этих винтов, причем один из них удлиняется, другой на такую же величину у корачивается, а траверса 5 перекашивается от горизонтального положения на некоторый угол и ее параллельность относительно стола 2 нарушается.
Величина угла отклонения от горизонтального положения траверсы 5 фиксируется датчиком 20 — происходит рассогласование по. дающих в электрический блок 18 сигналов и нарушается равновесие САР, Величина сигнала рассогласования усиливается и подается на исполнительный электродвигатель 17, который вращает оба винта 16. Вращение вин,тов заставляет перемещаться в одну сторону оба плунжера 15, в результате чего один плунжер 15 уменьшает ооъем одной управляющей полости 14, второй плунжер 15 увеличивает объем другой управляющей полости 14.
Уменьшение объема управляющей полости
20 15 связано с вытеснением из нее жидкости и подъемом подвижной опоры 13 одной гидроопоры 12.
Увеличение объема управляющей полости
14 связано с поступлением в нее жидкости (из полости гидроопоры 12) и с опусканием подвижной опоры 13 другой гидроопоры 12. 1 аким образом, происходит синхронизация плавных (без скачков) движений обоих подвижных опор ls с противоположным направО лением от одного исполнительного электродвигателя 17.
Ручная компенсация перекоса траверсы 5 относительно стола 2 осуществляется поворотом винта 24, в результате чего дополнительный герметичный ооьем 21 сокращается (или увеличивается), а вытесненный ооъем жидкости поднимает (опускает) подвижную опору
13 до требуемой точности параллельности.
Формула изобретения
1. Станок портального типа с включаемым от следящей системы устройством для автоматической компенсации перекоса траверсы, перемещаемой исполнительным двигателем
lIo направляющим стоек посредством ходовых винтов, на которые установлены подвижные опоры с уступом, отл и чаю щийся тем, что, с целью исключения фрикционных колебаний в процессе компенсации перекоса траверсы, под базовые торцы обоих ходовых винтов установлены гидравлические опоры, выполненные в виде замкнутых камер с рабочей жидкостью, каждая из которых образована корпусом стойки и уступом подвижной опоры, а устройство для автоматической компенсации перекоса траверсы выполнено в виде управляющих гидроцилиндров, поршни которых связаны со следящей системой через исполнительный двигатель, а поршневые полости гидравлически связаны с камерами подвижных опор.
2. Станок по п. 1, отличающийся тем, Ф что, с целью обеспечения синхронного пере65 мещения поршней, последние выполнены в
557883 виде плунжеров, в каждом из которых один из торцов соединен винтом с валом исполнительного двигателя.
3. Станок по пп, 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью ооеспечсния ручной компенсации перекоса траверсы, в каждой полости управляющих тидроцилиндров выполнена дополнительная полость в виде гидроцилиндра одностороннего действия, один из торцов поршня которого связан с предусмотренным
5 регулировочным винтом изменения объема жидкости в Гпдроцилиндpp-.
557883
12
4 и .2
Puz Ó
Составитель Н. Филатов
Редактор Е. Скляревская Техред М. Семенов Корректор Н. Аук
Заказ 1261/7 Изд. № 460 Тираж 1204 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2