Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
,!11 558l20
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со!оз Советских
Социалистических
Республик (G1) Дополнительное к авт. св»Л-ву (22) Заявлено 29.01.75 (21) 2105272 08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.05.77. Бюллстс»ь ¹ 18 (51) М. Кл.- "F 16D 65 62
Государственный комитет
Совета Министров СССР (.-3) УДК 621-592(088.8) по селам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 22.06.77 (72) Авторы изоорстс»ия
С. А. Казак, Е. С. Кузнецов, В. М. Таугер и М. И. Дахов
Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова и Харьковский филиал всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (71) Заявители (54) КОДОДО -1ИЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в побьем»о-транспортных машинах, в частности в крановых механизмах подъема и передвижения, в лебедках лифтов, экскаваторов и других подъемников.
Известны кололочиыс тормоза, солсржащ»с колодки с фрикционными накладками, 3ai pcllленные иа рычагах, соединенных штоком, на котором смонтирована замыкающая пружина и привод размыкания.
Замыкающая пру кина в момент торможения одним концом воздействует на один из тормозных рычагов, несущий тормозную .колодку, а другим концом — »а шток, связанный с вторым рычагом, также несущим тормозную колодку, благодаря чему осуществляется прижатие колодок к тормозному ободу барабана.
Поскольку колодки в процессе работы изнашиваются, увеличивается зазор между колодками и тормозным ободом в незаторможенном положении. Вследствие того, что передаточное число между штоком привода и тормозными колодками значительно, даже незначительное изменение перемещения колодок существенно влияет на перемещение рычажной системы тормозного механизма.
При,сильном износе тормозных колодок зазор может достигнуть такой величины, что с у lстом упругих лсфор 12ц»11 э.lсмснтов тОрмоза и увсл»чс»»я рабочсй длины тормозной ир»жины воз»»кист замет»ос сближс»ис тор:1!03»1.:х рычаl oi, тормоз»О!1 моме»т зиа 1»5 гсл 1 » О у I O I I I>»i I!Toil » 1т 1) !о з» с с з1О;«сT
»Ол11»ть свои функции.
Извсстны также кололочиыс тормоза, co1cpi1 ащис закрс»лсн»ыс»а рычага: тормоз1!ые «010дк», замы«а!Ощh 10 пружину, привод
1О размыкания If рычаж»ый мсхан»зм стаб»лизации тормозного усилия.
Ол1!ако» в этих тормозах тормоз»ос усилие изменяется в процессе износа тормозных колодок»»col ao»льность его можст Лости15 гать большой вели !ииы.
Цель!о изобрстс»ия является повышение стабильности тормозного усилия в процессе износа колодок.
Для этого в предлагаемом тормозе меха20»»зм стгбил»зац»» тормозного усилия выполнен в виде шар!!ир»ого четырехзвенника, два противоположных шарнира которого соед1!иены с рычагами тормозных колодок, один— непосредственно, другой — через шток, а два
25 других шарнира связаны с растормаживающей пружиной» приводом размыка»ия.
На 1е13тсжс пзоора:кена »1зинц»пиальная схсма колодочногo тормоза.
Тормозные колол«и 1 и 2 закреплены иа «азО чающихся рычагах 3 и 4, шарнирно сосдинен558i20
I)j1
25)
30 ных между собой с помощью штока 5. На штоке 5 смонтирован шарнирный четырехзвенный механизм, соединенный непосредственно с тормозной пружиной 6 и посредством тяги 7 с приводом 8 размыкания.
Шарнирный четырехзвенный механизм состоит из парных шарниров 9, 10, 11 и 12, соединенных между собой тягами 13, 14, 15,и
16. Тормозные колодки 1 и 2 при сближении качающихся рычагов 3 и 4 имеют возможность войти в соприкосновение с тормозным ободом 17. Весь механизм тормоза смонтирован на раме 18. Для грубой регулировки зазора между колодками 1 и 2 и ободом 17 шток 5 снабжен муфтой 19.
Колодочный тормоз работает следующим образом.
В момент оттормаживания тормозного обода 17 включается привод 8 размыкания, втягивающий сердечник, смонтированный на тяге 7. При этом шарнир 9 перемещается вниз от штока 5, вызывая приближение шарнира
10 к шарниру 12 и перемещение шарнира 11 в направлении сжатия тормозной пру)кипы
6. Тормозные колодки 1 и 2 отходят от тормозного обода 17, который начинает вращаться в заданном направлении.
В момент начала торможения отключается привод 8, в результате чего под воздействием усилия тормозной пружины 6 шарнир 11 приближается к шарниру 9, шарнир 10 посредством штока 5 и качающегося рычага 3 прижимает к тормозному ободу тормозную колодку 1, а шарнир 12 посредством качающегося рычага 4 прижимает к тормозному обо;1у 17 тормозную колодку 2.
По мере износа тормозных колодок 1 п 2 в ка)кдый новый момент начала торможения увеличивается расстояние между первыми шарнирами 10 и 12, увеличивается рабочая длина пружины 6, что вызывает сни кение ее тоРМОЗНОГО УСИЛИЯ.
Однако вследствие того, что усилие прижатия тормозных колодок 1 и 2 к тормозному ободу 17 обратно пропорционально тангенсу
xò;tà между тягой 15 шарнирного четырехзвенного механизма п вертикальной диагональю ромба, образованного тягами 13, 14, 15 и 16, а его величина возрастает при сближении шарниров 9 и 11, усилие прижатия тормозных колодок 1 и 2 к тормозному ободу остается практически постоянным.
Формула изобретения
1(олодочный тормоз, содер)кащий закрепленные па рычагах тормозные колодки, замыкающую пружину, привод размыкания и рыча)кный механизм стабилизации тормозного усилия, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности тормозного усилия в процессе износа колодок, ры ажный механизм стабилизации тормозного усилия выполнен в виде шарнирного чстырехзвенника, два противоположных ша рнира которого соединены с рычагами тормозных колодок, один — непосредственно, другой — -через шток, а два других шарнира связаны с растормажпвающей пружиной и приводом размыкания.
Составитель И. Чернышова
Редактор Н, Аристова
Тскред М, Семенов
Коррск гор О. Данншева
Закал 1254<11 Ллд. ЛЪ 453 Тираж 1151 Под:шспос
Ц11ИИПИ Государственного комитета Совета Мпшгстров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж,-35, Раушская паб.. д, 4, 5
Типография, Hp. Сапунова, 2