Волновая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П -И- С А" п И Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Соаетсянх

Соцналистнчесинх

Ресаубпни (1>) 559052

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. спид-ву— (22) Заявлено 15.08.75 (21) 2165856/28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.05.77. Бюллетень №19 (4б) Дата опубликования описания 10.12,77 (51) М. Кл.

F 16 H l/00

Государственный комитет

Соавто Министров СССР оо делам нэооретеннй н открытий (53) УДК

621.833.7 (088 8) (72) Авторы . изобретения

Г. С. Генфан, Е. Л. Селедков и В. И. Черкасов

Всесоюзный научно-исследовательский ннспггут по монтажным и строительным работам (71) Заявитель (54) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в исполнительных механизмах систем автоматики и редукторостроенин.

Известна волновая передача с использованием тел качения в качестве гибкого колеса. Она содержит два жестких колеса, гибкое колесо, состоящее из тел качения и эаценляющееся одновременно с обоими жесткими колесами, и генератор, торцовая дорожка которого, расположенная по эллипсу, вэа. имодействует одновременно со всеми телами качения (1), Недостатками известной передачи являются низкий КПД и малая нагрузочная способность в связи с тем, что каждое тело качения гибкого колеса, передающее нагрузку, имеет в этой передаче лять точек контакта с другими элементами передачи. Кроме того, в зацеплении с жесткими колесами находится одновременно незначительная часть тел качения, по обусловливает низкую нагрузочную способность передачи. 20 Известт1а волновая передача, содержащая генератор, два жестких колеса, одно из которых неподвижно, и гибкое колесо, составленное из тел качения и зацепляющееся одновременно с обоими жесткими колесами и генератором (2) .

2

Недостатком этой передачи является низкая нагрузочная способность в связи с тем, что в зацеплении находится малое количество тел качения.

Пель изобретения — увеличение нагрузочной способности передачи н КПД.

Это достигается тем, что в предложенной передаче неподвижное жесткое колесо и генератор выполнены с торцовыми зубьями треугольного профиля с отношением углов давления зубьев колеса и генератора, равным передаточному числу передачи.

На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фнг. 1; на фиг. 3 — схема взаимодействия тел качения гибкого колеса с генератором и жестким колесом.

Вогптовая передача содержит ведущий вал 1, корпус 2, генератор 3, торцовая дорожка которого иьтеет зубья треугольного профиля, количество которых определяется кинематическими требованиями, предъявляемыми к передаче, и может быть равно единице, двум, трем и т,д.

Кроме того, передача содержит гибкое колесо 4, состоящее иэ тел качения, которые установлены в отверстиях жесткого колеса 5, связанного с

559052 выходным валом 6, соосным с валом 1. Отверстия колеса 5 равномерно распределены по окружности, концентричной оси валов 1 и 6. Со стороны выходного вала в корпусе 2 закреплено жесткое колесо 7, снабженное торцовыми зубьями треугольного про5 филя. Число зубьев этого колеса меньше, чем число тел качения гибкого колеса 4, с которым оно постоянно взаимодействует.

Описанная волновая передача работает следующим образом, 10

Ведущий вал 1 вращает генератор 3, зубья которого, взаимодействуя с телами качения гибкого колеса 4 перекатывают их по зубьям жесткого колеса 7. При этом тела качения гибкого колеса 4 приводят во вращение жесткое колесо 5 и ведомый вал 6, Передаточное число в этом случае определится частным от деления количества тел качения на разность между этим количеством и числом зубьев жесткого колеса 7.

Нагрузочная способость предлагаемой переда- @ чи обусловлена количеством тел качения гибкого колеса 4, по которым распределяются силовые потоки.

Таким образом, для получения высокой нагрузочной способности передачи необходимо создать постоянное взаимодействие каждого из тел качения гибкого колеса 4 со всеми звеньями передачи, т.е. с генератором 3 и Жесткими колесами 5 и 7. Это обеспечивается тем, что отношение утлов наклона образующих зубьев генератора 3 и жесткого колеса 7 к плоскости вращения, т.е углов давления, равно передаточному числу передачи, Для обеспечения постоянного и одновременного взаимодействия всех элементов передачи необходимо, чтобы скорости перемещения тел каче- 35 ния относительно генератора 3 и жесткого колеса 7 были равны. Из фиг. 3 видно, что скорость Чп

4 аксиального перемещения тела качения относительно генератора 3 является функцией скорости последнего V и угла давления Р. Также видно, что к скорость Ч „аксиальног0 перемещения тел качения относительно жесткого колеса 7 является функцией скорости этого колеса V и угла давления и. Отсюда

V> = Vr tg p и \/ ы = Чя t j а. Поскольку V> = V правые части уравйений можно приравнять, откуда следует, что а/ р = i (передаточному числу передачи)

КПЛ предложенной передачи будет примерно на

15-20% выше чем в известной передаче, Нагруэочная способность также значительно повышается вследствие одновременного взаимодействия тел качения со всеми элементами передачи, в то время как в известной передаче силовой поток распределяется лишь по незначительной части тел качения.

Формула изобретения

Волновая передача, содержащая генератор, два жестких колеса, одно из которых неподвижно, и гибкое колесо, составленное из тел качения и зацепляющееся одновременно с обоими жесткими колесами и генератором, о т. л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности и

КПД, неподвижное жесткое колесо и генератор выполнены с торцовыми зубьями треугольного профиля с: «йношением углов давления зубьев колеса и генератора, равным передаточному числу передачи ..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР Р 238976, М.

Кл, F 16 Н 1/00, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР М 484337, М.

Кл,з F 16 H 1/00,1973.

5 S0lls?

Фиг.2

Vj(Составитель Н. Гордеев тепрел Н АндРейчУк КОРРектОР С. BlcKllcsP

Редактор М. Рогова

Закаэ 1470/90

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная. 4 тираж, l l 54 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S