Эвольвентная цилиндрическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски»
СФЧиамктичаоех раси убпик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к фетовском свидетельств (и) 559053 (53) Дополнительиое к авт. синд-ву—
{И) Заявлено 13.05.75 (21) 213079/28 (53) М. Кл.
F 16Н 1/04 с присоединением заявки ¹â€” йсудвфетеааей «eww ваа 1 р»
{46) Дата опубликовании описаииа 10.12.77 (53) УДК
621.823.! (088.8) (72} Авторы . изобретения
Г. А. Иванов а В. П. Прохоров (7!) Заявитель
Московский станкоинструментальный ииеттгтут () Ц Л
Контактные напряжения иа активных поверхностях зубьев колес являются переменными в npollxce зацепления в зоне однородного контакта, обусяавливая тем самым неравномерный износ этих поверхностей, а следовательно, потерю кинематической точности передачи ио мере износа активных поверхностей зубьев колес и снижение работоспособности передачи.
Цель изобретения — повынюиие работоспособ1о > и KMHe o передачи.
Это достигается за счет того, что ширина зубчатого венца выполнена изменяющейся в радиальном направлении о зависимости
Ь г г ытт Ос 2
Ь4 (О 91гтос
r,i — радиус начального. цилиндра i-ro колеса;
Изобретение относится к машиностроению.
Известна эвольвентная цилиндрическая передаа с параллельным расположением осей, содержащая два зубчатых колеса.
Эта передача находит широкое применение, однако она не обеспечивает равномерности нагрузки по высоте зуба.
Известна также эвольвентная цилиндрическая передача, содержащая два зацепляющихся одно с другим колеса с переменной шириной зубчатых венцов, торцовые поверхности которых выполнены симметричными относительно средней плоскости колес. где i = 1,2 — индекс, совпадающий с номером колеса, для которого определяется ширина зубчатого венца;
bw — ширина зубчатого венца колес передачи на начальном цилиндре;
a — угол зацепления; ач — межосевое расстояние;
r; — радиус соосного цнлнндра i-го колеса. на котором определяется ширина зубчатого венца.
На фнг. 1 приведено осевое сечение зубьев передачи; на фнг. 2 — схема зацепления двух колес с осями вращения 0> и 0; на фнг. 3 первоначаль559053
? Ю 1 И/2
Ь-( (g „5
P1=г 5(НoC,+ Р
3y = I" ° 5437 ОГ, + 0
6„-оаз
$ = + 1" - 51 и oC, +
Ъ1И о4, +
Рпр (ь
1 а,„
С з ный торцовый профиль активной поверхности зуба колеса и изношенный профиль активной поверхности зуба того же колеса.
Описываемая передача состоит иэ колес 1 и 2.
Торцовые поверхности зубчатых венцов ограничены где i 1,2 — индекс, совпадающий с номером колеса; . Ьцд — ширина зубчатого венца колес передачи на начальных цилиндрах; гд,, — радиус начального цилиндра i-ro колеса, а — утоп зацепления;. ацд — межосевое расстояние;
r. — радиус соосного цилиндра i-ro колеса, 1 на котором определяется ширина зубчатого венца.
Контактные напряжения смятия Й „равны
At) где г . соэ с — равнодействующая
W4 распределенной нагрузки по контактной линии, вымсленная беэ учета трения для зоны однопарного зацепления;
Š— приведенный модуль упругости;
Р1. Рг г
Р 4 р 2 приведенньй радиус кривизны в точке контакта; в — ширина зубчатого венца;
Для точки контакта, расположенной на начальном цилиндре
Ь Р„ Ь ;Г, Г, 5 С
На фиг. 3 показан первоначальный торцовый профиль 5 активной поверхности зуба колеса и изношенный профиль 6 активной поверхности зуба того же колеса.
При работе передачи переменная величина приведенной кривизны торцового профиля, имеющаяся в звольвентном зацеплении, компенсируется переменной шириной зубчатого венца, полученной из условия постоянства контактных напряжений на активных поверхностях зубьев колес 1 и 2. По мере износа торцовый профиль активной поверхности пиниями АА, ББ и ВВ, расположенными симметрично относительно плоскости колес.
В радиальном направлении зубчатые венцы колес 1 и 2 ймеют переменную ширину в
М вЂ” крутящий момент, приложенный к колесу 1 и принятый постоянным;
P; — радиус кривизны торцового профиля активной поверхности зуба i-го колеса.
Исходя из постоянства контактных напряжений
 — !
С ° Рп
2е где С вЂ” некоторая постоянная величина.
Эвольвентные торцовые профили 3 и 4 зубьев колес (см. фиг. 2) касаются в точке контакта М где 0 — расстояние от точки М до полюса зацепления Р.
Здесь верхний знак соответствует зоне дополнительного зацепления, пякний — зоне заполюснога зацепления, следовательно, 45 зуба колеса занимает положения, зквидистантные пер воначальному профилю.
Сравнительные исследования подтверждают полезность передачи. Результаты показывают, что износ поверхностей зубьев, который имеет место при работе в режиме жидкостного трения; близок к равномерному, кичематическая точность передачи сохраняется, работоспособность достаточно высокая.
Формула изобретения
Эвольвентная цилиндрическая передача с параллельным расположением осей, содержащая два зацепляющихся одно с другим колеса с переменной шириной зубчатых венцов, торцовые поверхности
559053
У
Ь 5мФ V&2 54и С где i — 1,2 — индекс, совпадающий с номером 1о колеса, для которого определяется ширина зубчатого венца; леса; о(, —.угол зацепления; а межосевое расстояние;
r — радиус соосного цилиндра i-ro колеса, iS на котором определяется ширина зубчатого венца. которых выполнены симметричными относительно средней плоскости колес, от лича ю щая с ятем, что, с целью повьппеиия работоспособности и кинеЬI (а ЙК оа в,а, ширина зубчатого венца колес перещли на начальном цилинпре, тической точности передачи, ширина зубчатого венца вьптолнеиа изьюняющейся в радиальном направлении по зависимости рц — радиус начального цилиндра i-ro комi
559053
Составнтелв О. Строганов
Техред М. Келемеш
Корректор С. Шеки
Редактор Т. Фадеева
Заказ 1470/90
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
»раж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам нзобретеннй и открытий! 13035, Москва, Ж-35, Раушскал наб., 4/5