Ротор асинхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К ЛетОРСКОМЮ СВИДИтИЛЬСтВХ (l l) 559339 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.06.75 (21) 2141859/07 с присоединением заявки № «« (23) Приоритет (43) Опубликовано25.05,77.Бюллетень № 19 (45) Дата опубликования описания 19.07 ° 77 (5!) М. Кл.

Н 02 К 17/16

Государстаенный комнтет

Совета Мнннстроа СССР оо делам нэаоретений н открытий (53) УДК 621.313.333.

043 3 (088 8) (72) Авторы изобретения

Б. И. Конторович и М. А. Бегун (7!) Заявитель (54) РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники и касается ротора асинхронного электродвигателя.

Известны роторы асинхронных электродвигателей;в которых короткозамыкаюшие кольца, выполненные из немагнитного материала с высокой электропроводностью, жестко закреплены на торцах (11.

Эти машины имеют улучшенные характе, ристики в номинальных режимах работы, )О но их пусковые характеристики хуже,чем у таких же машин, но без короткозамык юших колец.

Известен также ротор асинхронного алек тродвигателя с короткозамыкакндими коль дами на торцах бочки f2). Пуск двигателя с таким ротором осушествляется за счет вариации, параметров ротора путем изме нения его электрического сопротивления.

Такой ротор малонадежен и имеет пло- 20 хие техниксь-экономические показатели.

Целью изобретения является улучшение характеристик и повышение надежности при пуске электродвигателя путем изменения электрическо сопротивления ротора, 25 Для этого короткозамыкаюшие кольца установлены на валу с возможностью аксиального перемешения, например, посредством штифтов, причем к бочке ротора пружи нами, а на другом торце выполнены радиальные пазы, в которых размешены»рцы распорных элементов, прикрепленных к выступу жестко закрепленного на валу опорного шита посредством пружины, обес» печиваюшей перемешение распорного элемента вдоль его боковой стороны, которая имеет относительно вала наклон и примыкает к выступу.

На чертеже схематически изображен предложенный ротор, продольный разрез, На торцах бочки 1 ротора расположены в, направляюших штифтах 2 короткозамыкаюшие кольца 3. Пружинами 4 кольца удерживаются на расстоянии от бочки ротора в исходном положении. Клиновидные распорные элементы 5 по радиальным лазам 6, выфрезерованным на торце кольца,и лазам 7 в теле опорного шита 8 могут перемешаться в радиальном направлении. Распорные элементы опираются своей скошенной частью

559339 иа опорные шиты и удерживаются пружинами.9 в исходном положении.

Для осуществления пуска двигатель подключается в сеть. Под действием пусково» го момента ротор приходит в движение. При етом кольца 3 находятся на некотором расьстоянии от торцов бочки ротора и пуск осу шествляется аналогично асинхронным дви гателям без торцовых колец. По мере ра гона двигателя под действием центробежных сил массивные распорные элементы 5 перемешаются по радиальным!пазам 6 и 7 и, преодолевая действие пружин 4 и 9,прижимают кольца 3 к торцам бочки ротора, опираясь своей скошенной частью на опорные шиты. Весь рабочий период,, дви гателя кольца остаются прижаты ми к торцам бочки ротора. Асинхронная машина оказывается двигателем с короткозамкнутыми торцовыми кольцами. После остановки двигателя пружины 4 и 9 воэврашают распорные элементы 5 и кольца 3 в ноходное положение, подготовив таким образом двигатель к следующему пуску.

Эффективность ротора объясняется тем, чтоу асинхронного двигателя с массивным ротором и малым отношением активной длины ротора к полюсному делению резко проявляется краевой эффект, который влияет на характер распределения тока в роторе и его эквивалентное активное, индуктивное сопротивление.

Краевой эффект массивного ротора без короткозамыкаюших колец может быть вы числен по известному соотношению (фор мула Гиббса) где К - коэффициент увеличения эквива

Я лентного сопротивления ротора (при замкнутых кольцах может быть принят равным един.toe);

- величина полюсного деления; — ахтивная длина ротора.

Чем больше Кх,тем больше величина эквивалентного сопротивления ротора. Двигатель без коротказамыкаюших колец на р торе имеет малый пусковой тох и достаточно высокий пусховой момент, однахо его механическая характеристика имеет пологий характер и при ном.тнальном моменте сопро тивления двигатель работает при боль ом скольжении (порядха 0,2 - 0,3), которое вызывает. большие потери в роторе и дает плохие эксплуатационные характеристики. двигатель с замкнутьtMa короткозамыкаюшими кольцами при х 3 имеет малое

Р значение эквивалентного сопротивления массивного (двухслойного) ротора, более жесткую механическую характеристику, мен » шие потери в меди ротора и лучшие рабочие характеристики.

При помощи предложенного ротора можно изменять величины М после пуска и перехода двигателя в рабочий режим.

Йля двигателя с 0/б =0,3 - 0,4 k, и:-ь» меняется от 1 (двигатель с замкнутыми кольцами) до 3 (двигатель с разомкнутыми кольцамй). В таком же соотношении

29 изменяются эквивалентные сопротивления массивного ротора.

Формула изобретения

Ротор асинхронного электродвигателя с коротхозамыкаюшими кольцами на торцах бочки, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения характеристик и повыЗО шения надежности при пуске электродвигателя путем изменения электрического сопротивления ротора, короткозамыкаюшие кольца установлены на валу с возможностью аксиального перемещения, например, посредством штифтов; причем один из торцов каждого кольца прикреплен к бочхе ротора пружинами, а на другом торце выполнены радиальные пазы, в которых размещены тор цы распорных элементов, прикрепленных к выступу жестко закрепленного на валу опорного шита посредством пружины, обеспечивающей перемещения распорного элемента вдоль его боковой стороны, которая имеет относительно вала наклон и примыкает к выступу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

N 23490 М, Кл . Н 02 К 17/16, 1953.

2. Авторское свидетельство СССР

Ne97756, М. Кл . Н 02 К 17/16, 1958.

559339

Составитель Н. Сухоярская

Гехред А. Яемьянова Корректор Л, Кравченко

Редактор E. Кравцова

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 14 1 5/1 06 Тираж 917 Подписное

UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5