Устройство для смазки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Йжтс нтно- тех н ичеснвмв
6 6потена MBA ()дИСАНИЕ
ИЗОБРЕ Е И я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<п1 560097
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 31.03.75 (21) 2120598!06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 30.05.77. Бюллетень X 0
Дата опубликования оп исанпя 30.06.77 (51) М. Кл 2 F 16N 7/36
F 02С 7/06
Гасударственный наинтет
Саввта Мнннстрав СССР па делам нзааретеннй н атнрытнй (53) УДК 621.896.(088.8) (72) Авторы изобретения
В. А. Орлов, Е. П. Жуков, С. А. Полоник и Э. А. Вартанянц (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазки преимуп.ествснно редуктора турбоагрегата.
Известны устройства для смазки преимущественно редуктора турбоагрегатов, содержащее корпус с масляным картером, маслосборник, соединенный питающими каналами с точками смазки, и напорное устройство, отводящий канал которого соединен с маслосборником.
Однако наличие напорного устройства усло>княет конструкцию устройства для смазки.
Извсстны также устройства для смазки преимущественно редукторов турбоагрегатов, содер>кащие корпус с масляным картером, маслосборник, соединенный питающими каналами с точками смазки и перегородками, выполненные в корпусе параллельно торцам одной из шестерен редуктора и образующие в картере колодец.
Однако в таких устройствах невозможно наполнение маслосборника маслом в высокоскоростных редукторах, так как масло переносится между зубьями шестерен и, не попадая в маслосборник, разбрызгивается на стенки корпуса, вследствие чего ухудшается смазка трущихся поверхностей.
Целью изобретения является повышение надежности устройства в работе.
Достигается это тем, что колодец сообщен с маслосборником, выполненным в корпусе
5 подводящим каналом, входная часть которого тангенциально расположена по отношеьппо к окр> ж IocTH шестерни редуктора.
Кроме того, для повышения напора масла периферийная стенка корпуса выполнена с
10 монотонно уменьшающимся относительно шестерни радиальным зазором, минимальная часть которого расположена на входе в подводящий канал.
На фиг. 1 схематически изображено пред15 ложенное устройство для смазки редуктора турбоприводного агрегата; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Устройство для смазки редуктора турбоприводного агрегата содержит турбину 1, на
20 валу 2 которой установлена ведущая шестерня 3 редуктора, а ведомая шестерня 4 установлена на выходном валу 5. Валы 2 и 5 установлены на выходном валу 5. Валы 2 и 5 установлены соответственно в подшипниках
25 6 и 7, размещенных в корпусе 8. Корпус 8 выполнен за одно целое с маслосборником 9 и снабжен масляным картером 10. Параллельно торцам шестерни 4 в картере 10 выполнены перегородки 11, образующие у ше30 стерни 4 колодец 12, сообщенный с картером
560097 через отверстия 13. В корпусе 8 выполнен подводящий канал 14 (см. фиг. 2), входная часть которого тангенциально расположена по отношению к окружности шестерни 4, а выход канала 14 соединен с полостью маслосборника 9. Периферииная стенка 15 корпуса
8 выполнена с монотонно уменьшающимся относительно шестерни 4 радиальны vl зазором 16, минимальная часть которого расположена на входе в подводящий канал 14.
Внутреннияя полость корпуса 8 изолирована от внешней среды при помощи уплотнений 17 и 18, установленных соответственно на валах
2 и 5.
Работа устройства для смазки редуктора ту.рбоприводного агрегата происходит следующим образом.
При запуске агрегата все количество масла находится в картере 10. После начала вращения турбины 1 вследствие вращения шестерни 4 в колодце 12 на входе в подводящий канал 14 создается напор масла, обеспечивающий подачу масла в маслосборник 9. Из маслосборника 9 масло по каналам 19 — 22 подается для смазки и охлаждения к подшипникам 6 и 7, шестерне 3 и уплотнениям 17 и 18.
После этого масло стекает обратно в картер
19, из которого вновь попадает в колодец через отверстия 13. Напор в канале 14 и маслосборнике 9 пропорционален оборотам турбины 1, что обеспечивает увеличение количества подаваемого на смазку и охлаждение масла на высоких рсхкимах работы турбины 1, чем достигается высокая надежность и долговечность работы агрегата. Увеличен|по напора способствует такьке изменение зазора
16 до минимального между стенкой 15 ишсстерней 4 па входе в канал 14. Охлаждение масла обеспечивается теплоотводом в окружающую среду через стенки корпуса 8 и маслосборника 9. После остановки агрегата масло из маслосборника 9 сливается обратно в картер 10.
Таким образом устройство для смазки редуктора турбоприводного агрегата обеспечивает надежную смазку и охлаждение трущихся поверхностей во всем диапазоне скоростей работы агрегата, так как количество подводимого к маслосборнику масла пропорционально изменяется в соответствии с оборотами редуктора, а в связи с этим повышается надежность работы устройства.
Формула изобретения
1. Устройство для смазки преимущественно редуктора турбоагрегатов, содержащее корпус с масляным картером, маслосборник, соединенный питающими канала. |и с точками смазки> и перегородками, Выполненные В корпусе параллельно торцам одной из шестерен редуктора и образующие в картере колодец, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в корпусе выполнен подводящий канал, посредством которого колодец сообщен с маслосборником, а входная часть
30 канала тангенциально расположена по отношению к окружности шсстернн редуктора.
2. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щеес я тем, что, с целью повышения напора масла, периферийная стенка корпуса выполнена с монотонно уменьшающимся относительно шестерни радиальным зазором, минимальная часть которого распологкена на входе в подводящий канал.
7,7 75 76
7ф
Составитель В. Вяземцева
Тс.;рс.l О. Т орива
Корректор Л. Котова
Реда.";op E. Дайн
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1460/18 Изд. М 476 Тираж 1151 Подписное
ЦНИИПИ Государственного когиитста Совета Министров СССР ио делам изойрстсний Jl открытий
113035, Москва, )К-35, Раугвская наб., д. 4/5