Сататор электрической маш ны
Иллюстрации
Показать всеРеферат
те .. ° 4 есквгь
"". МБА
Союз Советских
Социалистическик
Республик
ОПИСАНИЕ и зоы ете н ия (11) 561253 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 24. 03. 75 (21) 21 16075/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
2 (51) М. Кл
Н 02 К 1/18
Гасударственный камнтет
Саввта Мнннстрав СССР па делам нэабретеннй н аткрытнй (43) Опубликовано 05.06.77.Бюллетень № 21
{53) УДК 621.313, . 713 {088.8) (45) Дата опубликования описания 22,09.77 (72) Авторы изобретения
Е, Х, Глидер, О. И, Разумов, В. Б. Каплунов, Б. В, Спивак, М. М. Ситницкий и В. Ю. Аврух (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к статорам крупных синхронных электрических машин.
Известна конструкция статора турбогенератора с шихтованным на продольных ребрах сердечником, с установленными на торцах нажимными фланцами и нажимными пальцами (1), Недостатком этой конструкции являет.ся повышенная вибрация коронок зубцов крайних пакетов, рвспушение и излом отдельных зубцов в особенности в зоне скоса зубцов у торца сердечника.
Также известна конструкция статора турбогенератора, у которого на ступенчатых торцевых частях сердечника закреплены фиксируюшие элементы, сопрягаемые с сердечником (2, Недостатком указанной конструкции является сложность изготовления и невысокая надежность закрепления фиксируюшего элемента.
Ilem изобретения - повышение надежности и долговечности статорв электричес-кой машины в эксплуатации. для достижения указанной цели торцевые пакеты сердечника статора снабжены пересекающими пазы и опирающимися на коронки смежных зубцов торцевыми накладками, а также помешенными в радиальные вентиляционные каналы закладными элементами, соединенными между собой шпильками, расположенными над верхними стержнями обмотки. Со стороны статора торцевые накладки могут быть выполнены по форме скоса зубцов.
Нв фиг. 1 изображена торцевая часть предложенного ствтора, продольный разрез;.на фиг. 2 - вид А фиг. 1; на фиг. 315 разрез Б-Б фиг, 1; на фит. 4- разрез В-В фиг. 2.
Статор содержит сердечник 1 и обмртку 2. Сердечник 1 нвшихтоввн на продольные ребра 3 и удерживается в запрессованном состоянии, закрепленными на ребрах нвжимными фланцами 4. Между нвжимными фланцами и сердечником уствнов» лены нажимные пальцы 5, Обмотка 2 зв25 креплена в пазах 6 клиньями 7, выпол563 253 ненными из электроизоляционного материала. Сердечник разделен на пакеты 8 радиальными вентиляционными каналами 9.
Торцевой пакет сердечника 10 со стороны расточки выполнен со ступенчатым скьсом 11. Торцевые пакеты 10, 12 снабжены пересекающими пазы 6 и опирающимися на коронки 13 зубцов 14 торцовыми накладками 15. В радиальные вентиляцнон ные каналы 9 помещены закладные элемен.ы 16, которые выполнены также пере« секающими пазы и опирающимися на коронки зубцов. Закладные элементы 16, и торцовые накладки 15 соединены между собой аксиапьными шпильками 17, расположенными над верхними стержнями обмотки, например, в отверстии 1В торцового пазового клина 19. для уменьшения потерь и нагрева от магнитных полей рассеяния шпильки 17, торцовые, накладки 15 и закладные элементы 16 выполняются преимущественно из немагнитного или изоляционного материала. Шпильки 17 также, как и отверстия в пазовых клиньях, могут быть прямоугольной формы, что исключает проворачивание шпильки 17 вокруг своей оси при затяжке.
Для повышения механической прочности, торцовые, накладки 15 могут быть выполнены в виде цельного кольца. Для улучшения механической связи торцовых накладок 1 5 с коронками!зубцов со стороны активной стали накладки выполнены по фор ме ск о с а зубцов.
Применение предложенной конструкции статора электрической машины позволяет б повысить ее надежность и долговечность, I увеличить длительность межремонтного цикла за счет предотвращения распушения зубцов в наиболее опасной зоне коронок.
Формула изобретения
Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий стержневую обмотку, шихтованный сердечник с радиальными вентиляционными каналами, имеющий в торцовых зонах со стороны расточки ступенчатую форму и закрепленные на сердечнике сопрягаемые со ступенчатой его частью фиксирующие элементы, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности, фиксирующие элементы закреплены посредством устаНовленных в вентиляционных каналах закладных элементов, соединенных с. ними шпильками, расположенными над верхними стержнями обмотки.
Источники информации, принятые во внИмание при экспертизе:
1. Титов В. В. Турбогенераторы, Л., 30 "Энергия",1967, с. 121, рис, 2-21.
2. Авторское свидетельство № 54 2 2 99, Н 02 К 1, 18, 09,01,75.
561253
Составитель B. Игнатов
Редактор И. Марховская ТехредМ.Левинкая Корректор Л. Небола
Заказ 1586/156 Тираж 917 Г1одписное
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открыти"
113035, Москва, Ж 5, Раушская, наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4