Радиально-упорная опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 5>6!690

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ф Я (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.01.75 (21) 2094076/27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.77. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.09.77 (51) М. Кл.2 В 63Н 23/34

F 16С 17/10

Государственнык KOMNTBT

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы

И. Н. Панфилов, М. Я. Лауфер н А. Я. Альпин пзобр:-тенин (71) Заявитель! > ° (54) РАДИАЛЬНО-УПОРНАЯ ОПОРА СКОЛЬ)КЕНИЯ

Изобретение от:;оспт я и ооластп судово"o машиностроения и предназначено для использо апия преимущественно в качестве опорнор . го; одшп:- .:::.кз валопровода и одновременно устройства, обеспечивающего продольный сдвиг валопровода для разобщения его от машинной установки.

Известна конструкция одногребенчатого вспомогательного радиально-упорного подшипника, содержащая опорные вкладыши и с каждой стороны гребня вала обоймы с расположенными в них подушками и балансирамп и механизм регулировки осевого зазора, состоящий из хвостовика, выполненного заодно с обоймой и имеющего винтовую нарезку, входящую в зацепление с внутренней винтовой нарезкой колеса, приводимого во вращение червячной парой (1).

К недостаткам этой конструкции относятся невозможность создания в червячной паре усилий, достаточных для перемещения тяжелых валопроводов; наличие двух радиальноупорных частей (с каждой стороны гребня вaлау .величпвающих весогабаритные показатели подшипника, а также неполное восприятие радиальной нагрузки одним из вкладьппей прп перекосах вала.

Наиболее близким решением из известных является радиально-упорная опора скольжения, содержащая двухгребенчатый вал и установ ° тонные в Одной ОООЙме> смОнтнрОВаннОн В корпусе, самоустанавливающийся цилиндрический вкладыш, упорные подушки и балансирную систему переднего и заднего хода, 5 размещенные между двумя гребнями упорного вала (2).

Существенным недостатком этой конструкции является отсутствие возможности регулировки осевого зазора и перемещение вала для

10 отсоединения его от машинной установки.

Целью изобретения является обеспечение возможности перемещения вала для отсоединения его от машинной установки.

Указанная цель обеспечивается тем, что

15 опора снабжена по крайней мере двумя механо-гидравлическими устройствами перемещения вала, содержащими гидроцилиндры с поршнями, взаимодействую цими с обоймой, имеющей возможность осевого перемещения в

20 корпусе и снабженной на ее наружной цилиндрической поверхности буртами с клиновыми торцовыми выступами, а также содержащими по крайней мере два механических привода и кинематически связанные с ними

25 охватывающие обойму кольца, установленные в корпусе с возможностью поворота и имеющие клиновые торцовые выступы, контакти рующие своими клиновыми поверхностями с соответствующими клиновыми поверхностями

30 выступов обоймы.

561690

Опора может быть снабжена кронштейнами, установленными на нару кной поверхности колец, а механический привод может быть выполнен в виде червячной пары, содержащей червяк и гайку, шарнирно установленную на кронштейне с возможностью перемещения вдоль радиуса кольца.

На фиг. 1 изображена радиально-упорная опора скольжения в продольном разрезе; на фиг. 2 — развертка устройства перемещения вала по сечению А — А на фиг. 1; на фиг. 3— механизм червячной передачи; на фиг. 4 разрез по Б — Б на фиг. 3.

Радиально-упорная опора скольжения содержит разъемный корпус 1, внутри которого расположен упорный вал 2, имеющий два упорных гребня 3 и 4. Между последними установлен совмещенный упорно-опорный узел, состоящий из обоймы 5, упорных подушек 6, балансирной системы 7 и вкладыша 8.

В корпусе расположено также два механогидравлических устройства перемещения вала.

Устройство, размещенное в кормовой части подшипника, предназначено для перемещения валопровода в носовом направлении, а устройство, размещенное в носовой части,— для перемещения в кормовом направлении.

Каждое устройство состоит из:клинового кольца 9, охватывающего обойму 5 и расположенного между кольцевым буртом 10 на обойме 5 и кольцевым буртом 11 на корпусе.

Устройство перемещения вала также содержит гидроцилиндры 12, расположенные по окружности корпуса 1 подшипника. В гидроцилиндрах размещены поршни 13, которые упираются через кольцо 14 в обойму 5. Обращенные друг к другу торцы клинового кольца

9 и кольцевого бурта 10 имеют клиновые выступы 15 и 16, сопрягаемые между собой по винтовым поверхностям с углом наклона образующей

10 ления передается на кольцо 14 и далее на обойму 5, прижичая клиновые выступы 16 к соответствуюшим клиновым выступам 15.

Угол наклона поверхностей клиновых вы15 ступов выбран таким, что скольжения в клиновом соединении под действием одного только усилия со стороны гидравлической системы не происходит. Для перемещения обоймы необходимо привести во вращение червяк 19.

20 При вращении последнего вручную рукояткой, закрепленной на оси червяка (рукоятка не показана) происходит навинчивание или вывинчивание гайки 18, которая состоит из несущей части, имеющей по внутреннему дпа25 метру сопряженную с червяком резьбу. В середине этой части в горизонтальной плоскости расположены две цапфы, установленные в отверстия корпуса 21 гайки 18. Корпус 21 гайки 18 выполняет роль ползуна и может

30 перемещаться в вертикальном направлении по прямоугольному пазу кронштейнов 17, жестко установленных на клиновых кольцаx 9.

При навинчивании или вывинчивании гайки 18 происходит движение ее несущей части

35 вдоль оси червяка 19 Это движение через цапфы передается корпусу 21 гайки 18, который, поворачиваясь на цапфах и скользя вверх или вниз относительно кронштейна 17 в его прорезях, толкает последний, вращая

40 тем самым клиновое кольцо 9 вокруг оси вала 2. Вследствие поворота клинового кольца

9 его клиновые выступы 15 начинают освобождать соответствующие клиновые выступы

16 бурта 10. Под действием гидравлического

45 давления обойма 5 начинает перемещаться в осевом направлении до тех пор, пока осуществляется вращение червяка 19. Как только это вращение прекращается, клиновое кольцо 9, останавливается, и клиновые выступы 16 упи50 раются в соответствующие клиновые выступы

15. Для перемещения валопровода в противоположном направлении производят аналогичные действия вторым устройством для перемещения вала.

55 Предлагаемая конструкция за счет гидравлической системы и клинового фиксирующего движения обоймы устройства позволяет производить перемещение валопровода любого веса и фиксировать его положение под дейстб0 висч перемешаюшего усилия.

Кроме того, поскольку соврсченной конструкции главного упорного подшипника с помощью данной конструкции придаются новые свойства — обеспечение сдвига валопровода в

65 условиях разобщения его от машинной установa = arcig +

1 — Л Л где f> — коэффициент трения между клиновыми выступами обоймы и кольца;

f2 — коэффициент трения между кольцом и буртом корпуса.

В верхней части клинового кольца 9 к его наружной поверхности прикреплены кронштейны 17, между которыми шарнирно,становлена гайка 18 с червячной резьбой, сопрягаемая с червяком 19. Червяк может вращаться вручную рукояткой, посаженной снаружи подшипника,на вал червяка. Обойма 5 зафиксирована от вращения шпонкой 20, так, что обеспечивается свобода перемещения обоймы в осевом направлении. Клиновое кольцо 9 при вращении червяка 19 может вращаться вокруг обоймы 5, всегда оставаясь при этом прижатым к кольцевому бурту 11.

При работе подшипника в качестве опорного клиновые кольца 9 повернуты так, что межд сопрягаемыми поверхностями клиновых выступов 15 на этих коlbUà и соответствующих выступов 16 на кольцевых буртах

I0 ооразустся зазор. В результате обойма не будет жестко зафиксирована в осевом направлении и, следовательно, подшипник нс будет воспринимать осевой упор от гребного винта.

Когда по условиям эксплуатации необходимо переместить валопровод в осевом направлении, в цилиндры 12 подастся жидкость под давлением. Через поршни усилие от этого дав561690

77 f/ f9 ки при выходе сс из строя, в некоторых случаях на судах можно отказаться от наличия на валопроводе одновременно двух подшипников — главного упорного и вспомогательного упорного подшипника и иметь лишь один 5 г

1 ооъединяющий в сеое их свойства — подшипник по данному нзооретению.

Это позволит существенно сократить материальные и трудовые затраты при производстве опоры, а также снизить затраты по об- !О служиванию валопроводов судов.

Формула изобретения! . Радиально-упорная опора скольжения, 15 содержащая двухгребенчатый вал и установленные в одной обойме, смонтированной в корпусе, самоустанавливающийся цилиндрический вкладыш и упорные подушки, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения 20 возможности перемещения вала для отсоединения его от машинной установки, она снабжена по крайней мере двумя механо-гидравлическими устройствами перемещения вала, содержащими гидроцилиндры с поршнями, 35 взаимодействующими с обоймой, имеющей возможность осевого перемещения в корпусе и снабженной на ее наружной цилиндрической поверхности буртами с клиновыми торцовыми выступами, а также содержащими пс крайней мере два механических привода R кинематически связанные с ними охватывающие обойму ко.льна, установленные в корпусе с возможностью поворота и имеющие клиновые торцовые выступы, контактирующие своими клиновыми поверхностями с соответствующими клиновыми поверхностями выступов. оооймы.

2. Радиально-упорная опора скольжения по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена кронштейнами, установленными на наружной поверхности колец. а механический привод выполнен в виде червячной пары, содержащий червяк и гайку, шарнирно установленную на кронштейне с возможностью пепемещения вдоль радиуса коль 1а.

Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе:

1. Лвт. св. ¹ 422875, кл. F 16 с 25 04. !97!.

2. Лвт, св. № 331638, кл. В 63 h 23 34. 1969.

561690

Составитель И, Крылова

Редактор Н. Суханова Техред М. Семенов Корректор Л, Брахннна

Заказ 1612/3 Изд. М 520 Тираж 563 Подписнсе

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2