Ковшовая гидротурбина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (») 56I802
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
G0ILH3IlNCTHЧЕСКИХ
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.09.72 (21) 1826739/06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.06.77. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 14.07.77 (51) М. Кл.- F 03В 1/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.224.12-543.7(088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявители
Г. В. Чужин и Ю. У. Эдель
Ленинградский дважды ордена Ленина металлический завод им. ХХ11 съезда КПСС и Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева (54) КОВШОВАЯ ГИДРОТУРБИНА
Изобретение относится к области гидротурбостроения и может быть использовано в консгрукциях KQBILoçûõ тидротур бин.
Известны ковшовые гидротурбины, содержащие рабочее колесо с лопастями, размещенное в шахте с отводным каналом (I J. абочее колесо расположено в шахте на некоторой высоте над нижним бьефом, называемой высотой установки и являющеися практически потерей напора. На рабочих режимах отработанная вода сходит с лопастей раоочего колеса с малымп QKp) æílìH сосТВВляющими скоростей, что приводит к входу ее в нижний бьеф под углами, близкими к 90".
При этом возникает пенообразование, разбрызгивание и отражение струй отраоотанной воды от нижнего бьефа. Высота установки рабочего колеса лимитируется опасностью попадания на рабочее колесо и напорные с1руи пены и отраженных от нижнего бьефа струй воды и выбирается не меньшей, чем диаметр рабочего колеса.
Белью изобретения является уменьшение потерь напора на рабочих режимах на вь.соT) установки рабочего колеса и снижение разгонных оборотов турбины при сбросах нагрузки за счет создания конструкции рабочего колеса, обеспечивающей на раоочих режимах вход отработанной воды в нижний бьеф по направлению, близкому к касательному, что устраняет обратное отражение отрасотаннои воды, пенообразование и связанные с ними потери II повышает мощность турбины. 1оставленная цель достигается тем, что в шахте турбины под рабочим колесом установлены профплированные лопатки, входные кромки которых перпендикулярны ос» рабочего колеса, а выходные ориентированы в
1и сторону выхода пз шахты в отводнои канал.
Г(а чертеже показана предлагаемая турбина в разрезе.
J5 ша: те i расположено рабочее колесо 2, 15 под которым установлены про рилированные лопатки д. Входные кромки 4 лопаток перпендикулярны оси рабочего колеса, а выходные 5 ориентированы в сторону выхода из шахты B отводной канал 6, причем выходные кр lKll более удаленных от выхода из камеры направляющих лопаток установлены ниже предыдущих.
11ри эксплуатации турбины на рабочих реж.гмах отраоотанная вода, сходящая с лопастей 7 рабочего колеса касательно, входит на входные кромки 4 профилированных направляющих и затем с выходных кромок 5 касательно сходит B нижний бьеф, что практически устраняет ее разбрызгивание и отражеЗо нпе на рабочее колесо и позволяет умень561802
Составитель Т, Довгели
Текред М. Семенов
Редактор Н. Коган
Корректор Н. Лук
За.;.гз 1538/17 Изд. М 524 Тираж 693 Подписпо"
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 шить высоту установки рабочего коле.а без возникновения дополнительных потерь.
При сбросе нагрузки вода сходит с лопастей со значительными окружнымн скоростями, что приводит к большим углам входа на направляющие, отражению воды на рабочее колесо, торможению его и снижению величины разгонных оборотов, в это, в свою очередь, позволяет уменьшить размеры роторнсй части и снизить металлоемкость турбины.
Формула изобретения
1 овшовая гидротурбина, содержащая размещенное в шахте с отводным каналом рабочее колесо с лопастями, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения мощности турбины путем уменьшения потерь напора на вь:соту подвеса рабочего колеса над ниукним бьефом и снижения металлоемкости, в шахте под рабочим колесом установлены профилирсванные лопатки, входные кромки которых перпендикулярны оси рабочего колеса, а выходные ориентированы в сторону выхода из
10 шахты в отводной канал.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Эдель Ю. У. Ковшовые гидротурбины.
Л., «Машгиз», 1963, с. 7.