Торцевое уплотнение вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<п1 561823

Союз Советских

Социапистимеских

Респубпик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.03.72 (72) 1764196/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.77. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.07.77

1осударствениый комите1

Совета Министров СССР по делам изобретений и откпепий (53) УДК 621,527.8-762.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Я. Черный, A, H. Тарасов и Ю. М. Пустовойт (71) Заявитель (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА зами, один торец которой жестко связан с вращающимся кольцом, другой — с валом, а с внешней стороны втулки установлено предохранительное кольцо.

5 На фиг. 1 изображен продольный разрез торцового уплотнения; на фиг. 2 — разрез турбомолекулярного насоса с описываемым уплотнением.

Торцовое уплотнение вала, например турбоlO молекулярного насоса, содержит неподвижное кольцо 1 и поджатое к нему с помощью пружины вращающееся кольцо 2, связанное с валом 3 с помощью сильфона 4. Пружина выполнена в виде разрезной втулки 5, снабжен15 ной грузами 6, один торец которой жестко связан с вращающимся кольцом 2, другой— с валом 3, а с внешней стороны втулки 5 установлено предохранительное кольцо 7. Торцовое уплотнение служит для защиты проточной

20 части 8 турбомолекулярного насоса от масляной полости 9 подшипникового узла.

Уплотнение работает следующим ооразом.

Перед пуском насоса торцовые поверхности колец 1 и 2 уплотнения соприкасаются под действием силы сжатия сильфона 4 и отсоединяют проточную часть 8 турбомолекулярного насоса от масляной полости 9 подшипнпкового узла, тем самым препятствуя проникновению паров масла в откачиваемый объем. зп При разгоне вала 3 вращающееся кольцо 2 скользит по соприкасающейся поверхности неИзобретение относится к уплотнениям вращающихся валов и может быть использовано в турбомолекулярных насосах.

Известно торцовое уплотнение вала, содержащее неподвижное и поджатое к нему пружиной подвижное кольцо (1).

В известном уплотнении сила, прижимающая соприкасающиеся поверхности колец, остается постоянной как при вращающемся, так и при неподвижном вале, т. е. при вращении кольца, находящегося под действием пружины, происходит преждевременный износ соприкасающихся поверхностей колец и потеря мощности на валу.

Известно и другое торцовое уплотнение вала, содержащее неподвижное кольцо и поджатое к нему с помощью пружины вращающееся кольцо, связанное с валом с помощь|о сильфона (2). При высоких угловых скоростях кольца размыкаются за счет центробежных сил, что способствует уменьшению износа контактирующих поверхностей, однако при этом возможно заклинивание элементов уплотнения и нарушение тем самым его герметичности. Данное уплотнение является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности. Указанная цель достигается тем, что пружина выполнена в виде разрезной втулки, снабженной гру( (51) М. Кл F 161 15/52//

F 04D 19/04

561823 подвижного кольца 1 до тех пор, пока центробежная сила разрезной втулки 5 не превысит силу сжатия сильфона 4. При достижении валом 3 определенного числа оборотов происходит автоматическое расцепление соприкасающихся поверхностей вращающегося 2 и неподвижного 1 колец.

При остановке насоса с падением числа оборотов вала 3 уменьшается центробежная сила разрезной втулки 5, и сила сжатия сильфона 4 преодолевает ее, соединяя торцовые соприкасающиеся поверхности вращающегося

2 и неподвижного 1 колец. Во время стоянки разделение полости .проточной части насоса от масляной полости происходит за счет прижатия торцовых поверхностей колец сильфоном 4.

Таким образом описанное выполнение уплотнения позволяет избежать перекосов и заклинивание элементов уплотнения и обеспечивает его надежную работу. формула изобретения

Торцовое уплотнение вала, например турбомолекулярного насоса, содержащее непо5 движное кольцо и поджатое к нему с .помощью пружины вращающееся кольцо, связанное с валом с помощью сильфона, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, пружина выпол)o иена в виде разрезной втулки, снабженной грузами, один торец которой жестко связан с вращающимся кольцом, другой — с валом, а с внешней стороны втулки установлено предохранительное кольцо.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 151535, кл.

F 16G 15/50, 1961.

2. Авторское свидетельство № 134986, кл.

20 F 16J 15/54, 1960.

561823 риг. с

Составитель О. Тишина

Техред 3. Тарасова

Корректор Е. Хмелева

Редактор Н. Коган

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1472/5 Изд. № 51б Тираж 1151 Пади: снов

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5