Способ автоматического определения расстояния до места повреждения воздушных линий электропередачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6 Г ИС АН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ пц 5619I4

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.! 0.70 (21) 1483112/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.77. Бюллетень ¹ 22

Дата опубликования описания 20.07.77 (51) М. Кл.з б OIR 31/11

Ьсударствеииый комитет

Совета Мииистров СССР де делам изобретений и открытий (53) УДК 621.317.333.4:

: 621.315.1 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. М. Шалыт (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РАССТОЯНИЯ ДО МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ

ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЗЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к способам автоматического определения расстояния до места повреждения воздушных линий электропередачи путем посылки серии из и зондирующих импульсов, усиления приходящих с линии импульсов по закону, обратному закону затухания импульсов в линии, ограничения максимальной величины принимаемых импульсов напряжений, поочередного синхронного интегрирования принятых напряжений в m независимых цепочках, соответствующих участкам линии за и циклов зондирования.

При наличии на линии значительных неоднородностей (транспозиции, переходы и тому подобное) и сильных помех возникают трудности в выборе порогового уровня цепочек.

Нестабильность затухания импульсов B линии и нестабильность уровня случайных помех могут привести к тому, что двойной запас окажется недостаточным. Абсолютный уровень импульсов из-за роста затухания и снижения усиления в тракте устройства может существенно снизиться, а уровень помех, наоборот, возрасти.

Для повышения надежности и быстродействия при определении расстояния до места повреждения, согласно описываемому способу, производят выбор одной из (т — 1) цепочек, в которой проинтегрированное напряжение максимально, и фиксируют номер этой цепочки, определяя тем самым расположение места повреждения.

На фиг. 1 приведена структурная блок-схема устройства для осуществления описываемого способа, на фиг. 2 — эпюры напряжений для ряда характерных точек структурной схемы. В блоке 1 происходит формирование опорных импульсов, в блоке 2 †формирован управляющих импульсов, в блоке 3 — ограничение максимальной величины принимаемых импульсов, в блоке 4 — переключение блока 3 на т независимых цепочек в соответствии с поступлением управляющих импульсов, в блоках с 5> по 5 — интегрирование принимае1 мых напряжений, в блоке 6 — формирование зондирующих импульсов, в блоке 7 — усиление отраженных импульсов по закону, обратному закону затухания импульсов в линии, в блоке

8 — сравнение проинтегрированного последней цепочкой с номером m напряжения с пороговым уровнем в блоках с 9> по 9m,— фиксация интегратора, где накопленный сигнал максимален, в блоке 9 — фиксация для цепочки с номером т превышения проинтегрирова нного напряжения над пороговым уровнем, в блоке 10 — выбор интегратора с максимальным напряжением (выбор одной из т — 1 цепочек) .

При возникновении повреждения на линии

30 запускается блок формирования опорных им561914

3 пульсов 1, который начинает генерацию следующих с равными интервалами 7О коротких опорных импульсов. Из этих импульсов в блоке 2 формируется и серий, состоящих из (m+1) управляющих импульсов. 11осле прохождения и серий в блоке 2 вырабатывается импульс, останавливающий блок 1. Импульсы 1, 2, 3, ... т из каждой серии используются для переключения .на время То выхода блока 3 на соответствующие интегрирующие цепочки 5ь 5>, ..., 5m. Переключение выхода блока 3 осуществляется блоком 4. Импульсы с номером (m+1), следующие с интервалом (т+-1) Т, запускают блок б, формирующий мощные зондирующие импульсы. Через интервал времени (т+1) .Т, то есть после посылки в линию серии из п зондирующих импульсов, генерация опорных импульсов прекращается. Проходя по линии, зондирующие импульсы претерпевают отражения: а) от места неоднородности (Н); б) от места повреждения (П); в) от конца линии (К), Отраженные импульсы усиливаются в блоке 7 по закону, обратному закону их затухания в линии, проходят блок 3, в котором ограничивается максимальная величина случай,ного импульса помехи, и поступают после блока 4 на соответствующую интегрирующую цепочку. На каждую интегрирующую цепочку

5I, 5, ..., 5„каждый цикл зондирования приходят сигналы, относящиеся только к определенному участку линии (ибо только ему соответствует определенный временной интервал). За и циклов зондирования,в каждой из т цепочек накапливается разное напряжение за счет интегрирования в определенные интервалы времени, сдвинутые относительно зондирующего импульса.

После окончания и-го цикла с помощью блока 10 выбирается из (m — 1) цепочек та, где накопилось наибольшее напряжение. Соответствующая цепочка фиксируется одним из блоков 9ь 9, ..., 9 ь Таким образом ollределяется место повреждения (с погрешноL стью величиной —, где L — длина линии). т

При некоторых видах повреждений отражения от места повреждения могут быть меньше, чем отражение от конца линии. Согласо,вать линию на конце для широкополосного импульсного сигнала практически трудно. Поэтому последняя цепочка выделяется особо и не входит в выбор максимума. Для нее производится сравнение проинтегрированного напряжения с пороговым уровнем при помощи блока 8 и фиксация превышения этого уровня при помощи блока 9 . Первая из (т — 1) цепочек подключается после окончания действия зондирующего импульса, поэтому зондирующий импульс не входит в интегрируемые напряжения.

Зпюры напряжений на фиг. 2 обозначены теми же буквами, что и точки на фиг. 1, кко5 TopblM 3TH 3nlophl OTIIOCIITC2, npII 3TOM: импульс H — отражение от .неоднородности (цепочка 3); импульс I l — отр ажение от места повреждения (цепочка 6);

1о импульс К вЂ” отражение от конца линии (цепочка 10).

Для рассмотренного на фиг. 2 примера из десяти цепочек (m=10) и исключения десятой цепочки из выбора максимума наиболь1 шее напряжение соответствует шестой цепочке, то есть месту повреждения.

11реимущество предложенного способа— независимость результата измерения от абсолютной величины зондирующего импульса, 20 общего затухания, усиления тракта и среднего уровня помех. Упрощается также реализация способа, так как общая диодная схема выбора максимума значительно проще, чем (т — 1) пороговых устройств. Кроме того повышается быстродействие, так как для выбора максимума можно иметь меньшее число накоплений.

Следует подчеркнуть, что предложенный способ целесообразен лишь в случае использования устройств, запускаемых селективной релейной защитой. Этим обеспечивается наличие повреждения на обслуживаемой линии ,в период измерения. Такой запуск в настоящее время для автоматических искателей является общепринятым.

Способ может найти широкое применение в устройствах для определения мест повреждения на линиях электропередачи с большими неоднородностями и высоким уровнем помех.

Формула изобретения

Способ автоматического определения расстояния до места повреждения воздушных линий электропередачи путем посылки серии из и зондирующих импульсов, усиления приходящих с линии импульсов по закону, обратному закону затухания импульсов в линии, ограничения максимальной величины принимаемых импульсов напряжения, поочередного синхронного интегрирования принятых напряжений в т независимых цепочках, соответствующих участкам линии за и циклов зондирования, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия при определении искомого расстояния на линиях со значительными неоднородностями, производят выбор одной из (т — 1) цепочек, в которой проинтегрированное напряжение максимально, и фиксируют номер этой цепочки, 60 определяя тем самым поврежденный участок.

561914

Р

9 5 6 7 8 3 10

Составитель И. Днепровская

Техред И. Карандашова

Корректор Е. Хмелева

Редактор Селищева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1616/7 Изд. № 542 Тираж 1109 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5