Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
®о оювкв о втьн т н о- р,.
ОПИСАН И
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ ц 562039
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.03.74 (21) 2008393/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
Опубликовано 15.06.77. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 14.07.77
1) М. Кл 2 Н 02К 3/50
Государственный комитет
Совета Министров СССР ле делам изобретений и отнрытий
3) УДК 621.3.045 (088.8) (72) Авторы изобретения И. А. Пригоровский, А. Д. Игнатьев, В. Э. Школьник, Г. М. Хуторецкий, А. И. Воронцов и В. М. Фридман (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ
ОБМОТКИ СТАТОРА
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к турбогенераторам, и касается конструкции крепления лобовых частей обмотки статора.
Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемещения на цилиндрическом элементе, соединенном с нажимной плитой статора. Эта конструкция не обеспечивает постоянного жесткого закрепления лобовой части обмотки и выбора зазоров между лобовыми частями стержней и промежуточными элементами крепления.
Целью изобретения является повышение надежности закрепления.
Цель достигается тем, что между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой части обмотки, размещен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента.
На внутренней поверхности цилиндрического элемента могут быть выполнены аксиальные пазы для клиньев, а торец клина, обращенный в противоположную от нажимной плиты сторону, может быть снабжен выступом, на который опирается упругий элемент, На фиг. 1 показан продольный разрез статора, а на фиг. 2 — внд торца статора без обмотки.
Статор содержит двухслойную обмотку 1, уложенную в пазах сердечника 2, набранного из штампованных и изолированных листов электротехнической стали. Лобовые части 3 обмотки статора скреплены между собой с помощью бандажных изоляционных колец 4 и шнуровой вязки 5. Бандажные кольца 4 опираются на кронштейны 6 и жестко с ними скреплены. Кронштейны равномерно расположены по окружности статора.
Сердечник 2 статора спрессован и удерживается в аксиальном направлении с помощью стяжных ребер 7 и массивных нажимных плит 8 из немагнитной стали, размещенных по торцам.
Нажимная плита 8 выполнена в виде диска с выступающим по всей длине лобовой части до головок в аксиальном направлении жестким цилиндрическим кольцом 9. Кронштейны 6 свободно размещены между прикрепленными к нажимной плите направляющими 10 и имеют в аксиальной плоскости скошенную под углом к цилиндрическому кольцу 9 опорную сторону 11. В пространство, образованное между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, установлены клинья радиальной
30 жесткости 12, снабженные специальным бо.
562039
3 родковым выступом 13, через который клинья прикреплены и упруго поджаты в аксиальном направлении, например с помощью пружин
14 и болтов 15. Клинья радиальной жесткости
12 установлены в пазах 16, которые выполнены на внутренней цилиндрической части нажимной плиты и служат направляющими.
Корзина лобовых частей упруго поджата радиально с помощью клиньев радиальной жесткости 12 и пружин 14 относительно цилиндрической части 9 нажимного кольца 8.
При тепловом удлинении обмотки кронштейн
6 вместе с корзинкой лобовых частей и клиньями радиальной жесткости 12 будут двигаться в направляющих 10 и 16, но благодаря встречному направлению клиньев 12 будет происходить дополнительное уплотнение клинового промежутка между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, кроме того, клин, двигаясь аксиально от сердечника статора, сжимает предварительно поджатые пружины 14, что позволяет получить дополнительные усилия на клин в аксиальном направлении и на обмотку — в радиальном направлении. Если произойдет охлаждение обмотки, она будет сокращаться по длине, и в этом случае клин 12 также будет перемещаться вслед за обмоткой в сторону сердечника под воздействием пружины 14, сохраняя необходимое поджатие между кронштейном и цилиндрической частью нажимного кольца в радиальном направлении. В результате вся конЛ струкция крепления лобовых частей оказывается поджатой и может успешно противостоять в нормальных и анормальных режимах работы турбогенератора воздействию электродинамических и тепловых нагрузок.
Формула изобретения
1. Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемещения на цилиндрическом элементе, соединенном с на15 жимной плитой статора, отл ич а юще еся тем, что, с целью повышения надежности закрепления, между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой
20 части обмотки, размещен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента.
2. Устройство по п. 1, отличающееся
25 тем, что на внутренней поверхности цилиндрического элемента выполнены аксиальные пазы для клиньев.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отл ич а ю ще ес я тем, что торец клина, обращенный в про30 тивоположную от нажимной плиты сторону, снабжен выступом, на который опирается упругий элемент.