Отопительное устройство для транмпортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<и 562I Sl
Союз Советских
Социалистических
Республик
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 02.03.72 (21) 1754873/11 (23) Приоритет (32) 03.03.71 (31) Р2110182.6 (33) ФРГ
Оп .бликовано 15.06.77. Бюллетень № 22 (51) М. Кл,е В 60Н 1/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам иаабретеиий и открытий (53) УДК 629.113.06;
: 628.8 (088.8) Дата опубликования описания 15.07.77 (72) Автор
Иностранец
Зигфрид Кофинк (ФРГ) Иностранная фирма
«И. Эбершпрехер» (ФРГ) и з э б р р 1 с|1 я (71) Заявитель (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к отопительным устройствам для автомобилей, имеющих двигатель с водяным охлаждением.
Известно отопительное устройство для транспортного средства, содержащее теплообменник, который своими подводящими трубопроводами связан соответственно с радиатором системы охлаждения двигателя и с автономным отопителем, работающим на жидком топливе и подающим в теплообменник выхлопные газы.
Это отопительное устройство обеспечивает кроме отопления кузова транспортного средства еще и дополнительный подогрев воды системы охлаждения двигателя, что может быть использовано для предварительного подогрева воды перед запуском двигателя в холодное время года. Однако невозможность регулирования температуры продуктов сгорания автономного отопителя приводит к тому, что при движении транспортного средства в черте города производится ненужный подогрев воды системы охлаждения двигателя, на что затрачивается топливо автономного отои ителя.
Известно отопительное устройство для транспортного средства, содержащее распределительный корпус с циркулирующим в нем теплоносителем, последовательно установленные в корпусе вентилятор с приводом от электродвигателя и два теплообменника, каж5 дый из которых своим подводящим трубопроводом связан соответственно с радиатором системы охлаждения двигателя и с автономным отопителем, работающим на жидком топливе.
Однако установка в нем автономного ото10 пителя непосредственно в распределительном корпусе без возможности регулирования температуры теплоносителя создает опасность перегрева деталей устройства, что препятствует выполнению распределительного корпуса из
15 пластмассы.
С целью регулирования температуры нагрева теплоносителя в теплообменнике, соединенном с радиатором системы охлаждения дви20 гателя, в предложенном отопительном устройстве автономный отопитель расположен за пределами корпуса, подсоединенный к нему теплообменник размещен перед теплообменником, связанным с радиатором системы ох25 лаждения двигателя, а между соответствующим подводящим трубопроводом и автономным отопителем установлен смеситель, сообщающийся с камерой сгорания автономного
5G2181
15 отопителя и с его полостью подачи холодного воздуха.
Кроме того, зона соединения смесителя с полостью подачи холодного воздуха автономного отопителя имеет в сечении форму диффузора, а оба теплообменника имеют равные размеры по высоте, при этом ширина теплообменника, связанного с автономным отопителем, меньше его высоты.
На фиг. 1 схематично изображено предложенное отопительное устройство, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — теплообменник, связанный с автономным отопителем, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез по
А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — автономный отопитель, продольный разрез.
Отопительное устройство содержит распределительный корпус 1, который может иметь в сечении примерно прямоугольную форму по всей длине. Однако он может выполняться и более сложной конфигурации и иметь, например, участок, расположенный параллельно продольной оси транспортного средства и связанный через дугообразную переходную зону с участком, расположенным в подкапотной полости перед ветровым стеклом (на чертежах не показаны) транспортного средства.
Заборное отверстие а распределительного корпуса в диаметре меньше его высоты. Корпус может выполняться из пластмассы или иметь пластмассовую обшивку. Внутри распределительного корпуса со стороны заборного отверстия установлен электродвигатель 2, приводящий аксиальный вентилятор 3, закрепленный на валу 4 электродвигателя. За вентилятором последовательно установлены два теплообменника 5 и 6. При этом теплообменник 5 подводящим трубопроводом 7 связан с автономным отопителем, работающим на жидком топливе, а теплообменник 6 при помощи подводящего трубопровода 8 — с радиатором
9 системы охлаждения двигателя. В теглообменник 6 вода из радиатора системы охлаждения двигателя подается насосом 10; при этом в подводящем трубопроводе 8 перед теплообменником б установлен запорный кран
11. Прошедшая через теплообменник 6 вода поступает вновь в радиатор системы охлаждения двигателя по трубопроводу 12. Оба теплообменника 5 и 6 равные по высоте, соответствующей ширине распределительного корпуса, а ширина теплообменника 5 меньше его высоты.
Теплообменник 5 (см. фиг. 3, 4) состоит из двух сообщающихся секций 13 и 14 с каналами соответственно б и в для прохода теплоносителя, который поступает из автономного отопителя. Каналы образованы стенками теплообменника 5 и стенками 15, проходящими поперек теплообменника и образующими щели г для прохода воздуха (показано стрелками).
Теплоноситель из автономного отопителя поступает в теплообменник 5 по подводящему трубопроводу 7 и движется в одном нап20
ЗО
65 равлении сначала по каналам б в секции 13, потом меняет свое направление на обратное в каналах в секции 14 теплообмеHHHKB и выходит из пего через трубопровод 16.
Каналы б и в теплообменника 5 могут быть выполнены чередующимися, и теплоноситель будет проходить по пим зигзагообразно, обеспечивая более равномерное распределение температуры. Подводящий трубопровод 7 теплообменника 5 подсоединен к трубопроводу 17, а трубопровод 16 — к выпускному трубопроводу 18. Трубопровод
17 соединен с выпускным патрубком 19 автономного отопителя, который расположен за пределами распределительного корпуса.
Автономный отопитель состоит из цилиндрического корпуса 20 с впускным патрубком
21, за которым установлен радиальный вентилятор 22, закрепленный на валу 23 электродвигателя 24. В корпусе автономного отопителя установлена внутренняя стенка 25, в кольцевой выемке которой расположен электродвигатель 24. Стенка 25 образует со стенкой корпуса кольцевую полость Б, в которую нагнетается вентилятором 22 холодный воздух. Со стороны впускного патрубка 21 установлена торцовая стенка, прилегающая к внутренней стенке 25. Соосно с валом 23 электродвигателя 24 установлен вал 26, на котором, располагаясь внутри стенки 25, закреплен радиальный вентилятор 27. В камеру сгорания 28 необходимый воздуха подается через впускные отверстия д, расположенные по периметру стенки 25. Перед вентилятором 27 установлена вертикальная перегородка 29, закрепленная концами на стенке 25 и имеющая центральное отверстие для прохода воздуха, поступающего через центральное отверстие в вертикальной перегородке 30 в камеру сгорания. Топливо в камеру сгорания через патрубок 31 подается в подводящий трубопровод 32, в котором установлена свеча накаливания 33. Камера сгорания заканчивается патрубком 34, расположенным коаксиально с выпускным патрубком 19, в который поступают продукты сгорания из патрубка 34 и холодный воздух из кольцевой полости Б, т. е. выпускной патрубок 19 выполняет функции смесителя, а зона его соединения с кольцевой полостью Б подачи холодного воздуха имеет в сечении форму диффузора (по другому варианту — форму эжектора).
При включении в работу отопительного устройства воздух (на фиг. 1 изображен стрелками) поступает в распределительный корпус 1 через заборное отверстие а, огибает электродвигатель 2 и проходит через теплообменники 5 и б, нагреваясь. После теплообменников распределительный корпус разветвляется на два рукава 35 и 36, по первому из которых теплый воздух поступает на обогрев ветрового стекла транспортного средства, а по другому — в кузов.
В автономном отопителе благодаря смешению двух сред — продуктов сгорания и холод562181 ного воздуха удается не только регулировать температуру теплоносителя, поступающего в теплообменник 5, но и увеличивать его количество. При этом следует выбирать соотношение смеси между первой и второй средой в пределах 1: 3 — 1: 5. В этом случае температура в распределительном корпусе будет
110 — 120 С в нижнем пределе и 250 — 300 С в верхнем. При таком интервале температур попадающая в распределительный корпус пыль еще не сгорает, и от высокой температуры не выходят из строя элементы отопительного устройства, поэтому корпус можно изготавливать из пластмассы.
Формула изобретения
1. Отопительное устройство для транспортного средства, содержащее распределительный корпус с циркулирующим в нем теплоносителем, последовательно установленные в корпусе вентилятор, имеющий привод от электродвигателя, и два теплообменника, каждый из которых своим подводящим трубопроводом связан соответственно с радиатором системы охлаждения двигателя и с автономным отопителем, работающим HB жидком топливе, отличающееся тем, что, с целью регулирования температуры нагрева теплоносите5 ля в теплообменнике, соединенном с радиатором системы охлаждения двигателя, автономный отопитель расположен за пределами корпуса, подсоединенный к нему теплообменник размещен перед теплообменником, связанным
10 с радиатором системы охлаждения двигателя, а между соответствующим подводящим трубопроводом и автономным отопителем установлен смеситель, сообщающийся с камерой сгорания автономного отопителя и с его по15 лостью подачи холодного воздуха.
2. Отопительное устройство по п. 1, о тл ич а ю щ е е с я тем, что зона соединения смесителя с полостью подачи холодного воздуха автономного отопителя имеет в сечении фор20 му диффузора.
3. Отопительное устройство по п. 1, о тл ич а ю щ е е с я тем, что оба теплообменника имеют равные размеры по высоте, а ширина теплообменника, связанного с автономным
25 отопителем, меньше его высоты.
562181
Л РХЮ ЮЛ7 X И
Ðàã. 4
Госта нитсли Л. Смоаьская
Текред 3. Тарасова
Редактор А. Купрякова
Корректор Л. Котова
Типография, ир, Сапунова, 2
Заказ 1474/16 Изд. ¹ 515 Тираж 914 Подписное
Ц1!ИИПИ Государственного коhtl)TcTB Совета Мшшстрон СССР
IIo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-3), Раушская наб., д, 4/5