Система автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии многоосного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)562447
Союз Советскин
Социалистическнк
Республии. (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) М.Кл.- В 60 К 17 10
F 16 Н39/50 (22) Заявлено 29.08.73 (21) 1958640/11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.06.77. Бюллетень № 23 (45) Дата опубликования описания 28.07.77
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585-52 (088.8) (72) Автор изобретения
Э. П. Степанченко (71) Заявитель (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
ДИАПАЗОНОВ РАБОТЫ
ГИДРООБЪЕМНОЙ ТРАНСМИССИИ
МНОГООСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1 2
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к системам автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии транспортного средства преимущественно с четырьмя ведущими осями.
Известны системы автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии многоосного транспортного средства преимущественно с четырьмя ведущими осями, содержащие насос, соединенный гидромагистралями с управляющими золотниками включения гидромоторов ведущих осей, и гидроаккумулятор.
Недостатком известных систем является их сложность из-за использования в системах переключения дополнительных электрических элементов.
Цель изобретения — упрощение системы за счет использования в ней только гидравлических элементов.
Указанная цель достигается тем, что предлагаемая система автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии многоосного транспортного средства дополнительно снабжена двумя параллельно подключенными клапанами с логической функцией ИЛИ, отрегулированными на различную величину давления срабатывания, а также подключенными параллельно к напорной магистрали насоса редукцпонным и пропорциональным клапанамп, выходные MBгистралп которых замкнуты между собой. Выходная магистраль редукционного клапана соединена с управляющим золотником включения гидромоторов первой ведущей оси, выходная магистраль пропорционального клапана соединена с управляющим золотником включения гидромоторов второй ведущей оси и с гидроаккумулятором, а выходные магистрали клапанов с логической функцией ИЛИ соединены с управляющими золотниками гидромоторов третьей и четвертой ведущих осей.
На чертеже приведена гидравлическая схема предлагаемой системы автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии.
Гидрообъемная трансмиссия имеет ревер сивный регулируемый насос 1 с управлением от давления нагнетания. Насос оснащен системой предохранения от перегрузок, состоя. щей из обратных клапанов 2 и 8 и предохранительного клапана 4, а также системой подпитки, состоящей из насоса э, предохранительного клапана 6, фильтра 7, пополнительного бака 8 и обратных клапанов 9 и 10. Обратные клапаны 2 и 8 обеспечивают проход жидкости к предохранительному клапану 4 прп любом направлении подачи насоса, а
562447 клапаны 9 и 10 — подпитку магистралеи насоса.
Гидромоторы 11 — 18 гнчрообъемной трансмиссии могут попарно подключаться и отключаться от силовых магистралей управ.иющими золотниками (распределителямп, 19— 2.
Система управления переключение:,; диапазонов работы гидрообъемной передачи состоит из редукционного клапана 28, пропорционального клапана 24, двух клапаноь 25 и
26 с логической функцией ИЛИ, обратного кл" папа 27 и гидроаккумулятора 28.
Через клапан 2 или 8 давление нагнетания подводится параллельно к клапанам 28 и 24. К выходам этих клапанов параллельно подключены два клапана 25 и 26 с логической функцией ИЛИ. Клапан 26 управляет распределителем 22, а клапан 25 — распределителем 21. Выход редукционного клапана 23 подсоединен к магистрали управления распределителем 19, а выход пропорционального клапана 24 чсрез обратный клапан 27 соединен с расгределителем 20 и гидроаккумулятором 28.
Привод насосов 1 и 5 осуществляется от двигателя 29. Распределители 19 и 20 нормально закрыты и закольцовывают гидромоторы 11 и 12, а также гидромоторы 18 и 14 на малый круг циркуляции, а распределители 21 и 22 нормально открыты и при установленном на нулевую подачу насосе 1 обеспечивают торможение стоящей машины в дополнение к руч ному стояночному тормозу. Клапан 28 настроен на давление 17,5 кг/см и поддерживает его, пока давление в линии нагнетания больше
17 5 кг/см . Клапан 25 с логической функцией
ИЛИ рассчитан на срабатывание при перепаде давления, равном 5 кг/слР, а клапан 26— на срабатывание при перепаде давления, равном 7,5 кг/см .
Используемые в рассматриваемой системе клапаны с логической функцией ИЛИ имеют некоторые конструктивные изменения по сравнению с обычными. Они выполнены так, что со стороны редукционного клапана 23 жидкость может пройти через клапаны 25 и
2á в управляющие магистрали, а со стороны клапана 24 жидкость может только воздействовать на поршень толкателя, закрывая проход со стороны клапана 28.
Выход редукционного клапана 28 соединен с распределителем 19 для того, чтобы при появлении в напорной линии даже небольшого давления, а именно всего лишь 9 кг/см, иметь хотя бы одну включенную ведущую ось.
Аналогично выход пропорционального клапана 24 через клапан 27 соединен с линией управления распределителем 20 и с гндроаккумулятором 28, что обеспечивает включение распределителя 20 при давлении нагнетания, равном 90 кг/см, и удержание его во включенном состоянии в течение нескольких минут за счет разрядки гидроаккумулятора 28, так как после включения распределителя 20 ,давление в системе упадет.
Передача рассчитана на работу прп полной нагрузке в диапазоне давлений от 100 до
300 кг/см и имеет четыре диапазона режимов работы. Первый диапазон обеспечивается при работе всех восьми моторов, На этом диапазоне передача может работать на давлениях от 125 до 300 кг/см . Второй диапазон обеспечивается при работе шести моторов (отключена третья ось с гидромоторами 15 и
16). На этом диапазоне передача может работать на давлениях от 125 до 225 кг/см .
Третий диапазон обеспечивается работой че15 тырех моторов первых двух осей (логические клапаны отключат две задние оси). На этом диапазоне передача может работать на давлениях от 90 до 225 кг/см . Четвертый диапазон обеспечивается работой двух моторов первой оси при давлениях от 9 до 90 кг, см- .
Предохранительный клапан 4 отрегулирован на давление 300 кг/слР. Номинальное давление гидромашин составляет 250 кг/см . Расчетное минимальное давление в системе с полной нагрузкой при максимальной скорости движения составляет 100 кг/слР при двух включенных колесных осях. Таким образом, полный расчетный диапазон регулирования по тяге равен б.
ЗО Система автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии многоосного транспортного средства работает следующим образом.
Зь При трогании с места и последуюгцем возрастании сопротивления движению при уста.-:овке регулятором мощности насоса 1 па некоторую подачу для движения вперед давление в напорной магистрали начинает возрас40 тать. При давлении 9 кг/см включается распределитель 19 и подключает к силовым магистралям гидромоторы 11 и 12 первой оси
Одновременно включаются распределители 21 и 22 и отключают моторы двух колесных осей
45 от силовых магистралей, так как давление от напорной линии насоса через обратный клапан 8 распространяется в систему управления переключением диапазонов, за клапан 23 и далее к распределителю 19 и через клапаГ0 ны 25 и 26 к распределителям 21 и 22.
Однако, как было сказано ранее, для начала движения при минимальном расчетном сопротивлении необходимо, чтобы было вклюáá чсно не менее двух ведущих осей и давление в системе было бы не менее 100 кг/см . Поэтому давление будет нарастать и далее, пока пе достигнет требуемого значения, и эгим
;.,авлением через кла пан 27 будет заряжен гидроаккумулятор 28 и включен распределитель 20, который подключит к системе гидромоторы 18 и 14 второй оси.
После включения второй оси давление упадет до 45 кг/см, т. е. в два раза увеличится литраж работающих моторов. Однако
562447 на стоящей машине этот спад давления очень кратковременен, и аккумулятор не успеет разрядиться. Давление снова начнет нарастать, и когда оно достигнет 100 кг/слР при расчетной нагрузке и сопротивлении, начнется движение машины. Если сопротивление движению продолжает возрастать, то регулятор мощности будет уменьшать подачу и скорость машины будет уменьшаться.
При возрастании давления до 220 кг/см или несколько выше давление со стороны клапана 24 станет равным 22,5 кг/см"-, а со стороны клапана 28 — 17,5 кг/слР, т. е. и клапан
25 переключится в другую позицию, перекрыв линию управления распределителем 2I и подключив к системе гидромоторы 15 и 1б третьей ведущей оси. Литраж работающих моторов увеличится в 1,5 раза, а давление упадет до 150 кг/см . Обратного отключения не произойдет, даже если давление будет продолжать падать. Обратное отключение третьей ведущей оси произойдет при падении давления до 125 кг/сл, пока на клапане 25 не создастся отрицательный перепад давления.
И, наконец, если и после включения третьей осн рост давления будет продолжаться и достигнет значения 250 кг/сл, переключится клапан 2б и прекратит подачу жидкости к распределителю 22, т. е. подключатся гидромоторы 17 и 18 четвертой ведущей оси.
Формула изобретения
Система автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмисЬ сии многоосного транспортного средства преимущественно с четырьмя ведущими осями. содержащая насос, соединенный гидромагпстралями с управляющими золотниками включения гидромоторов ведущих осей, и гидро10 аккумулятор, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью ее упрощения за счет использования только гидравлических элементов, она снабжена двумя параллельно подключенными клапанами с логической функцией ИЛИ, от15 регулированнымн на различную величину давления срабатывания, а также подключенными параллельно к напорной магистрали насоса редукционным и пропорциональным клапанами, выходные магистрали которых замк
>0 нуты между собой, выходная магистраль редукционного клапана соединена с управляющим золотником включения гидромоторов первой ведущей оси, выходная магистраль пропорционального клапана соединена с управляющим золотником включения гпдромоторов второй ведущей оси и с гидроаккумулятором, а выходные магистрали клапанов с логической функцией ИЛИ соединены с управляющими золотниками гидромоторов третьей и
Зо четвертой ведущих осей.