Способ поворота многоопорного транспортного средства на месте
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскик
Социадмстическик
Рестеубям к (11) 562457
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51} Дополнительное к авт. снид-ву (22) Заявлено 22.03,76 (21) 2336780/11 с терисоединением заявки № (23) Приоритет (43) О«убликовано25Я6.77.Ьюллетееть № 2 (45) Дата опубликования описании 11.08.77 (51) М. К.,.
В 02 Ю 15/OQ
Гкударстненный наинтот
Совета Министров СССР
Il9 дедам изооретоннй и отнрытий (53) VgKU29.113.О14.
„5 (0ьь.H}
Е!.Ф. Кажукало, В.ЕЕ. Комиссаров, В.К. Мишкинюк (72) Авторы изобретения
Сологуб (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЕОВОРО ГА МЕЕОГООПОРЕЕОГО ТРА! ЕС! !ОРТЕ-!ОГО
СРЕДСТВА ЕЕА МЕСТЕ
20!
Езобретешю от«ос«тся к м«огоопорнымтранспортным средствам, в частности к способам их поворота «а месте.
l !çâåcòå«cllocoG поворота «а месте многоо«ор«ого ка есного транспортного средства, обеспечиваемый тту тем раз«онаправлснпого врашси«я колес противоположных бортов после предварительного разворота крайних колес по касательной к траектории их движения при повороте (11, ! Еедостатками такого способа являются ко«структивная сложность механизмов, обеспечиваюших предварительный разворот крайних колес, и увеличение продолжительност« поворота, Е5
Известен способ повэрэта многоопорногс транспортного средства, заключакш«йся в том, что прикладывают разнонаправлс«ное тяговое чеилие к опорам противопачожных бортов f 2), Этот спосо > поворота «росТ и нс трс» бует дополнит.льчых лнсханизмов. Однако из-за особе«ностсй взаимодействия опор, в частности кж с, с грунтом пр« «овороте «ри одинак" вон скорости вра цснtтя всех 25 колес борта крайние колеса оказываются недогруженными, т,е, не используются их
«от нциальные тяговосцеп«ые свойства и, крол е того, онн создают .значительные силы сопротивления повороту, что приводит х уменьшению скорости поворота «увеличению энергозатрат.
Пель изобретения — увеличение скорост«поворота многоопорного транспортного средства и уменьшение энергозатрат.
Это достигается тем, что псреметдают крайние опоры противоположных бортов с большей скоростью, чем средние, Па чертеже изображена схема поворота, м«огоо«орного транспортного средства.
Для осу.цеститения поворота вокруг цент ра {) мнэгэспоонэго транспортного средст» ва 1, «мсюшего например, шесть опор, в даннол! случае — две пары край«их 2 и од«у «ару. средних 3 колес, «рикладывают р; но«оправленное тяговое усилие к опора.н нротивополож«ыж бортов. !рпменитель«о к данной схем 3TD DGpc«Q÷èâàåòcÿ ра:ъ«0lI IIlpr1IvIo«IIbIM вратценисм колеc «ротиво—
«сложш х бортов. При этом, для реализации
562457 необходимого «оворач»вающего момента колеса 2 и Э должны иметь некоторую окружную скорость проскальзывания опор Ъ, ° „!з(,(ваемую скоростью буксования, а коайш(е колсса 2, «располо>кенные на»ы!«речной ос» Х тр шс»ортного средства, проходящей через центр поворота, кроме того будут иметь боковой (оз со скоростью Ч, называемой скоростью бокового юза, равной ю с"?м
1 деС,у — углов ся скорость поворота машины; м — раСС т Оя Ш(Е От ПОПЕрЕЧНОй ОС И tv!at-!
ii»ttt t до расслсатр»ваемогo кси(еса.
Тогд;! 6>бсш(((тнс!я скорость скольжения колес>п «о гру«ту будет равна
v. -> > .,v,, (! угон между вектором этой скорости и
»)) ОДОЛЫ!011 ОСЫ«Л(а>>) И НЫ ")м
3 = 0! J" c t () — = а с 1 () — — .
Ч ю Ъ 1 аким обр;>зом, чем дальше колесо от попсречной Ос«машины, тем больше угол ф.
Для средш!х колес 3, которь.е расположены на попер«ч«ой ос» Х, f)> = О, а значиr V> =Ъб (>(ax — скоРость скольжениЯ).
В дальнейшем для простоты понимания ())из»чсской суш«ости поворота допускают, что свойства трсчшя опор (колес) о грунт изотронны, т.е, Jl«t»»I действия р!)зульт»руюшей с(сны rpe Jt»» 7)„» абсолютной скорости скольже(шя V> совпадают, а»х векторы нро п во(пц(рс(()>(а нь(, причем ве»» I»(t
Р „при од»»оковой нагрузке «а колесо»
>!Ос rosrttttot коз()>ф»ц»енте (реп»я Itoc ruat(tta
» о»редсляется (о((ько панич»ем сколь>лешя опоры о грунт. Соответствие пр»нять(х средств вз(»(л(оде((ств»я опор с грунтом зависит От свойс) в грунта и конструкц!ш оп ры. I ак, «а свердых грунтах эт» сво((ства являются»рева>(ируюн(ими, »;> деформ»pyel «»K гру((тах !)»» несколько искажаются.
Гогдс! ср д««с KOJI«c<1, BcJIpдствие отсутс(в»я боко(>!» о к;«>, будут загружены окружной c»)lo«Рц . )(райн»с-. же ко«> са
2 будут «агру ж«1»» Окружной с»но((Р со /, KoToPQsI лl! Ill «(!.. С(IJI(i(PI(I > Ра зв»вс(! л(01(> средними конес1!ми 3. Этот ()>акт » 06I»ICняет люш,ttt)J ()ttãpóOKó крайних ко)!Ос, в особенности «р» равных скоростях вр ш(ен»я колос бортов.
Если край(шс> колеса 2 яра (н>ть с большс>й скоросты >, чем средние качеса 3, то пр» той жс скорости»овороса (,у, корпуса транс»опт((о!") ст)(дства это»р»вод»т
K увели t! »»Jс !)корос 1 » бу ксов;(и»» Uc» б( ул(ены»еш»о I ш! (3, », вс>н)дств»! . тol о, к увеличению окружной силы (силы тяги) Р сс>я /3 и уменьшению боковой си)ц лы сопротивления повороту, равной Р <и/3 4 (Р SI)) p . Таким образом, увеличение
)ц скорости вращения крайних колес, при той
>ке скорости поворота транспортного средства ЬЗм, приводит к увеличению сил тяги, развиваемых край(шми колесами, т.е, к увеличению поворачивающего момента и . (О к ул(еньшению сил сопротивления повороту, что, в конечном счете, приводит к увеличению свободного поворач»ваюшего момен-та, т,е, к способности машины преодолевать больший внешний момент сопротивления по (5 BopoTQ при той жс-: скорости поворота > м
В реальных условиях свободного поворота совл(естное действие эт»х факторов приводит, в конечном счете, к уве)1»чен»ю скоросг» поворота» уменьшению энергозат20 рат, Оптимальное CDOIIIOI«ett(te угловых скоростей колес в режиме бортового поворота зависит от свойств грунта, геолк тр»ческих и конструктивных параметров дв»ж»толя.
25 Г(редварительные расч! ты показывают, что для шестиколесного вар»;>нт;! шасси выб ор оптималь ног о з паче ш!я увел»че ния скорости врашен»я край««х колес может обес»ечнть так«с же характеристики нового рота, как и дпя двухгусен»ч«ого дв»жителя, вьн(си ненногo в тех >к» габар»тах, Эксг(еримепта>п-.ные»сс>ыдов;»п(я бортового поворота на месте восьл!»ко««с«ого
35 шасс«показали, что на сухом»еске л(иш(мум энергозатрат дост»г;>ется «р» увел(>че«и«скорости враше(шя Kpolitt(lx колес в 1,4 раза, пр» этом IIO сраинс)нию с»ово ротом»р» равных скоростях вра цен»я колес
40 борта, энсргозатраты уменьшаются на 19%, а скорость увеличивается на 40 )u Следует заметить, что геоме(р((я испытуемого шасси не является характерной JIJI)I этого спо- ° соба поворота. Этот способ особенно эффек45 тивен для шасси, у которых одно(«ение прсл доль«ой базы к поперечной знач»тельно больше единицы.
I (редл;!гаел!ь(11 Il ocoG 60pTDHDI 0 HDBOpo применим для транспорт»ых средств с любым многоопорным дш(ж»толел); колесным, гусеничным, шага: »1»IM «ко((есношагаюц(им, 55
Формула»зобре r() >IIIÿ
Способ поворота л»(01 DÎIJD))«DJ I> тр;!нспортного среде 1âà на: ст, (»>J«»« t JJ>)!It»IJ60 ся В тол!, (то J(О) Орс !. !»)) !) J «J>f)JJ !). 1!)» нь(х
562457
С оставитель В. Аравии
Техред А. Богдан К орректор C. 111екмар
Редактор 1. 11ванова
Заказ 1893/173 Тираж 833. Г! одппснос
1П11!111П1 Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113()35, Москва, li 35, Раушская наб., д.4/5
Филиал 111111 "Патент", г. Ужгород, ул. 11роектпля, 4 боотов, поикладывают разнонаправленное тяговоеусилие, отличающийс я тем, что, с цепью увеличения скооости повооота и уменьшения энергозатрат, крайние опооы поотивоположных бортов перемещают
r. большей скоростью, чем средние.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1. Авторское свидетельство СССР
М 127144, кл. В 62 Р 7/14, 1959, s 2, Авторское свидетельство СССР
% 368094, кл. В 60 P 3/40, 1971.