Способ поворота многоопорного транспортного средства на месте

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социадмстическик

Рестеубям к (11) 562457

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51} Дополнительное к авт. снид-ву (22) Заявлено 22.03,76 (21) 2336780/11 с терисоединением заявки № (23) Приоритет (43) О«убликовано25Я6.77.Ьюллетееть № 2 (45) Дата опубликования описании 11.08.77 (51) М. К.,.

В 02 Ю 15/OQ

Гкударстненный наинтот

Совета Министров СССР

Il9 дедам изооретоннй и отнрытий (53) VgKU29.113.О14.

„5 (0ьь.H}

Е!.Ф. Кажукало, В.ЕЕ. Комиссаров, В.К. Мишкинюк (72) Авторы изобретения

Сологуб (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЕОВОРО ГА МЕЕОГООПОРЕЕОГО ТРА! ЕС! !ОРТЕ-!ОГО

СРЕДСТВА ЕЕА МЕСТЕ

20!

Езобретешю от«ос«тся к м«огоопорнымтранспортным средствам, в частности к способам их поворота «а месте.

l !çâåcòå«cllocoG поворота «а месте многоо«ор«ого ка есного транспортного средства, обеспечиваемый тту тем раз«онаправлснпого врашси«я колес противоположных бортов после предварительного разворота крайних колес по касательной к траектории их движения при повороте (11, ! Еедостатками такого способа являются ко«структивная сложность механизмов, обеспечиваюших предварительный разворот крайних колес, и увеличение продолжительност« поворота, Е5

Известен способ повэрэта многоопорногс транспортного средства, заключакш«йся в том, что прикладывают разнонаправлс«ное тяговое чеилие к опорам противопачожных бортов f 2), Этот спосо > поворота «росТ и нс трс» бует дополнит.льчых лнсханизмов. Однако из-за особе«ностсй взаимодействия опор, в частности кж с, с грунтом пр« «овороте «ри одинак" вон скорости вра цснtтя всех 25 колес борта крайние колеса оказываются недогруженными, т,е, не используются их

«от нциальные тяговосцеп«ые свойства и, крол е того, онн создают .значительные силы сопротивления повороту, что приводит х уменьшению скорости поворота «увеличению энергозатрат.

Пель изобретения — увеличение скорост«поворота многоопорного транспортного средства и уменьшение энергозатрат.

Это достигается тем, что псреметдают крайние опоры противоположных бортов с большей скоростью, чем средние, Па чертеже изображена схема поворота, м«огоо«орного транспортного средства.

Для осу.цеститения поворота вокруг цент ра {) мнэгэспоонэго транспортного средст» ва 1, «мсюшего например, шесть опор, в даннол! случае — две пары край«их 2 и од«у «ару. средних 3 колес, «рикладывают р; но«оправленное тяговое усилие к опора.н нротивополож«ыж бортов. !рпменитель«о к данной схем 3TD DGpc«Q÷èâàåòcÿ ра:ъ«0lI IIlpr1IvIo«IIbIM вратценисм колеc «ротиво—

«сложш х бортов. При этом, для реализации

562457 необходимого «оворач»вающего момента колеса 2 и Э должны иметь некоторую окружную скорость проскальзывания опор Ъ, ° „!з(,(ваемую скоростью буксования, а коайш(е колсса 2, «располо>кенные на»ы!«речной ос» Х тр шс»ортного средства, проходящей через центр поворота, кроме того будут иметь боковой (оз со скоростью Ч, называемой скоростью бокового юза, равной ю с"?м

1 деС,у — углов ся скорость поворота машины; м — раСС т Оя Ш(Е От ПОПЕрЕЧНОй ОС И tv!at-!

ii»ttt t до расслсатр»ваемогo кси(еса.

Тогд;! 6>бсш(((тнс!я скорость скольжения колес>п «о гру«ту будет равна

v. -> > .,v,, (! угон между вектором этой скорости и

»)) ОДОЛЫ!011 ОСЫ«Л(а>>) И НЫ ")м

3 = 0! J" c t () — = а с 1 () — — .

Ч ю Ъ 1 аким обр;>зом, чем дальше колесо от попсречной Ос«машины, тем больше угол ф.

Для средш!х колес 3, которь.е расположены на попер«ч«ой ос» Х, f)> = О, а значиr V> =Ъб (>(ax — скоРость скольжениЯ).

В дальнейшем для простоты понимания ())из»чсской суш«ости поворота допускают, что свойства трсчшя опор (колес) о грунт изотронны, т.е, Jl«t»»I действия р!)зульт»руюшей с(сны rpe Jt»» 7)„» абсолютной скорости скольже(шя V> совпадают, а»х векторы нро п во(пц(рс(()>(а нь(, причем ве»» I»(t

Р „при од»»оковой нагрузке «а колесо»

>!Ос rosrttttot коз()>ф»ц»енте (реп»я Itoc ruat(tta

» о»редсляется (о((ько панич»ем сколь>лешя опоры о грунт. Соответствие пр»нять(х средств вз(»(л(оде((ств»я опор с грунтом зависит От свойс) в грунта и конструкц!ш оп ры. I ак, «а свердых грунтах эт» сво((ства являются»рева>(ируюн(ими, »;> деформ»pyel «»K гру((тах !)»» несколько искажаются.

Гогдс! ср д««с KOJI«c<1, BcJIpдствие отсутс(в»я боко(>!» о к;«>, будут загружены окружной c»)lo«Рц . )(райн»с-. же ко«> са

2 будут «агру ж«1»» Окружной с»но((Р со /, KoToPQsI лl! Ill «(!.. С(IJI(i(PI(I > Ра зв»вс(! л(01(> средними конес1!ми 3. Этот ()>акт » 06I»ICняет люш,ttt)J ()ttãpóOKó крайних ко)!Ос, в особенности «р» равных скоростях вр ш(ен»я колос бортов.

Если край(шс> колеса 2 яра (н>ть с большс>й скоросты >, чем средние качеса 3, то пр» той жс скорости»овороса (,у, корпуса транс»опт((о!") ст)(дства это»р»вод»т

K увели t! »»Jс !)корос 1 » бу ксов;(и»» Uc» б( ул(ены»еш»о I ш! (3, », вс>н)дств»! . тol о, к увеличению окружной силы (силы тяги) Р сс>я /3 и уменьшению боковой си)ц лы сопротивления повороту, равной Р <и/3 4 (Р SI)) p . Таким образом, увеличение

)ц скорости вращения крайних колес, при той

>ке скорости поворота транспортного средства ЬЗм, приводит к увеличению сил тяги, развиваемых край(шми колесами, т.е, к увеличению поворачивающего момента и . (О к ул(еньшению сил сопротивления повороту, что, в конечном счете, приводит к увеличению свободного поворач»ваюшего момен-та, т,е, к способности машины преодолевать больший внешний момент сопротивления по (5 BopoTQ при той жс-: скорости поворота > м

В реальных условиях свободного поворота совл(естное действие эт»х факторов приводит, в конечном счете, к уве)1»чен»ю скоросг» поворота» уменьшению энергозат20 рат, Оптимальное CDOIIIOI«ett(te угловых скоростей колес в режиме бортового поворота зависит от свойств грунта, геолк тр»ческих и конструктивных параметров дв»ж»толя.

25 Г(редварительные расч! ты показывают, что для шестиколесного вар»;>нт;! шасси выб ор оптималь ног о з паче ш!я увел»че ния скорости врашен»я край««х колес может обес»ечнть так«с же характеристики нового рота, как и дпя двухгусен»ч«ого дв»жителя, вьн(си ненногo в тех >к» габар»тах, Эксг(еримепта>п-.ные»сс>ыдов;»п(я бортового поворота на месте восьл!»ко««с«ого

35 шасс«показали, что на сухом»еске л(иш(мум энергозатрат дост»г;>ется «р» увел(>че«и«скорости враше(шя Kpolitt(lx колес в 1,4 раза, пр» этом IIO сраинс)нию с»ово ротом»р» равных скоростях вра цен»я колес

40 борта, энсргозатраты уменьшаются на 19%, а скорость увеличивается на 40 )u Следует заметить, что геоме(р((я испытуемого шасси не является характерной JIJI)I этого спо- ° соба поворота. Этот способ особенно эффек45 тивен для шасси, у которых одно(«ение прсл доль«ой базы к поперечной знач»тельно больше единицы.

I (редл;!гаел!ь(11 Il ocoG 60pTDHDI 0 HDBOpo применим для транспорт»ых средств с любым многоопорным дш(ж»толел); колесным, гусеничным, шага: »1»IM «ко((есношагаюц(им, 55

Формула»зобре r() >IIIÿ

Способ поворота л»(01 DÎIJD))«DJ I> тр;!нспортного среде 1âà на: ст, (»>J«»« t JJ>)!It»IJ60 ся В тол!, (то J(О) Орс !. !»)) !) J «J>f)JJ !). 1!)» нь(х

562457

С оставитель В. Аравии

Техред А. Богдан К орректор C. 111екмар

Редактор 1. 11ванова

Заказ 1893/173 Тираж 833. Г! одппснос

1П11!111П1 Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113()35, Москва, li 35, Раушская наб., д.4/5

Филиал 111111 "Патент", г. Ужгород, ул. 11роектпля, 4 боотов, поикладывают разнонаправленное тяговоеусилие, отличающийс я тем, что, с цепью увеличения скооости повооота и уменьшения энергозатрат, крайние опооы поотивоположных бортов перемещают

r. большей скоростью, чем средние.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1. Авторское свидетельство СССР

М 127144, кл. В 62 Р 7/14, 1959, s 2, Авторское свидетельство СССР

% 368094, кл. В 60 P 3/40, 1971.