Циркуляционно-заливочный клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ЙЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическим

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.12.74 (21) 2086951/03 с присоединением заявки №-(23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.06,77. Бюллетень ¹ 23 (45) Дата опубликования описанич 29.08.77 (51) М.Кл. E 21 В 49/00

Госуаарствеииый комитет

Совета Министров СССР по лелем изобретений и открытий (53) УДК 622.241 (088.8) (72) Автор изобретения

И. В. Иванов

Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтепромысловой геофизики (71) Заявитель (54) ЦИРКУЛЯЦИОННО-ЗАЛ ИВОЧНЪ|Й КЛАПАН

Изобретение относится к оборудованию для испытания скважин испытателями пластов, в частности к клапанам.

Известен клапан однократного действия, обеспечивающий заливку труб или циркуляцию (11.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является циркуляциониозаливочный клапан для испытания скважин, содержащий корпус с радиальным каналом, в котором концентрично размещены поршень и механизм управления, выполненный в виде фиксатора, взаимодействующего с фигурной канавкой иа боковой поверхности цилиндра (2j.

Недостатком этого клапана является неудовлетворительная надежность проведения испытания и то, что он не обеспечивает спуск через него глубинных приборов.

Цель изобретения — повышение надежности проведения испытания и обеспечение возможности спуска через клапан глубинных приборов.

Для этого в предлагаемом устройстве поршень выполнен с осевым и радиальным каналами и образует с корпусом полость, которая соединена через радиальный канал в поршне с внутритрубным пространством, а через радиà".üíûé канал в корпусе — с затрубным пространством, причем сечение радиального канала в поршне меньше сечения радиального канала в корпусе.

На фиг. 1 изображен клапан, продольное сечение; на фиг. 2 — развертка цилиндрического замка с фигурной канавкой.

Клапан имеет корпус 1 с радиальным каналом, образу1ощим с концентрически размещенным в нем подпружш1енным поршнем 2 золотниковую пару. Подпружиненный поршень 2 имеет уплотнительные элементы 8, 4, осево11 и рад иальный каналы, прв1чем радиальный канал значительно меньше по площади сечения радиального канала В I;opiiycc.

Клапан включает также механизм управле15 нпя золотниковой парой, выполненный из цилиндрического замка 5 с фигурной канавкой на боковой поверхности цилиндра, фиксатор б, закрепленный в корпусе гайкой 7, 1: пружину 8, действующую на поршень 2 через20 гайку 9 в сторону открытия золотникового клапана. Чеханизм управления заключен В масляную камеру. павление в масляной казIере поддержиВается раВным даВлсниlо В трубах через плавающий поршень 10 с уплот25 нительиыми элементами 11.

Клапан работает следу1ощим обра""îì.

Его устанавливают над испытателем пластов и спускают на трубах в скважину с открытым боковы;I каналом, При этом фиксатор б B фигурной канавке занимает

562645 жение «а». По мере спуска трубы через боковой канал в корпусе 1 и боковое отверстие в поршне 2 заполняются скважинной жидкостью.

При спуске всех труб, подлежащих заполнению, к ним подсоединяют гидроагрегат н закачивают в трубы жидкость. Расход жидкости задают такой, чтобы перепад на боковом отверстии в поршне 2, действуя на активную площадь поршня между уплотнениями 8, 4, преодолел сопротивление пружин и сдвинул поршень 2 на закрытие бокового канала. Поскольку перепад на боковом отверстии поршня 2 возникает при условии, что площадь его меньше площади бокового капала в корпусе, то по мере перекрытия бокового отверстия в поршне 2 и уменьшения его сечения, перепад на нем возрастает, увеличивая усилие на сжатие пружины.

Перемещение поршня 2 происходит до полного перекрытия бокового канала в корпусе, фиксатор б при этом занимает положение «б» в фигурной канавке. После снятия давления поршень под действием усилия пружины 8 переместится в обратную сторону, при этом фиксатор б, переместившись по фигурной канавке и заняв положение «в», удерживает поршень в новом положении, при котором боковой канал в поршне 2, оказывается отсоединенным от бокового канала в корпусе уплотнительными элементами 3 и 4.

Дальнейший спуск колонны происходит без их заполнения.

Наличие центрального канала для прохода внутритрубной жидкости исключает задержку шлама и других осадков в зоне золотниковой пары клапана, ведущих к засорению золотниковой пары и боковых каналов.

Для открытия бокового канала нужно создать давление в трубах, превышающее скважинное, этот перепад, действуя на актив5

25 зо

40 ную площадь поршня между уплотнениями

8 и 4, перемещает его вверх, сжимая пружину 8, при этом фиксатор б переходит в положение «г».

При снятии давления поршень под действием усилия пружины перемещается на открытое положение, когда боковое отверстие в поршне совмещается с боковым каналом в корпусе. Фиксатор б удерживает поршень

2 в этом положении, заняв в фигурной канавке положение «а». Повторение операций закрытия и открытия происходит аналогично.

Формула изобретения

Циркуляционно-заливочный клапан для испытания скважин, содержащий корпус с радиальным каналом, в котором концентрично размещены поршень и механизм управления, выполненный в виде фиксатора, взаимодействующего с фигурной канавкой на боковой поверхности цилиндра, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности проведения испытания и обеспечения возможности спуска через клапан глубинных приборов, поршень выполнен с осевым и радиà IbHbIM каналами, и образует с корпусом полость, которая связана через радиальный канал в поршне с внутритрубным пространством, а через радиаль<ный канал,в .корпусе— с затрубным пространспвом, дричем сечение радиального ка нала в поршне меньше сечения радиального канала в корпусе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

М 209359, М. Кл Е 21 В 21/00, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР

Ко 251508, М. Кл. Е 21 В 47/06, 1966.

562645

Фиг.Z

Фрг.!

Составитель Н. Туленинов

Техред М. Семенов

Корректор И. Снмкина

Редактор Л. Лашкова

Заказ 493 1176 Изд. Мо 57 Тираж 778 Подписное

НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»