Соединение для передачи крутящего момента и осевого усилия

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

<11>562683

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.06.75 (21) 2140727,27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.06.77. Бюллетень № 23 (45) Дата опубликования описания 03.10.77 5!) М.Кл.- Г 16 D t 08

Государственный кочитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Д. Глущенко и P. P. Котлобулатов (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА И ОСЕВОГО УСИЛИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в узлах различных машин для передачи крутящих моментав и осевых усилий.

Известно соединение для передачи крутящего момента и осевого усилия, содержащее вал и охватывающую втулку, имеющие винтовые канавки правого и левого направлений и помещенные в ННх соединительные элементы (1).

Одна из канавок имеет фигурное поперечное сечение и в ней установлен дополнительный соединительный элемент, повторяю ций форму канавки.

Недостатками соединения являются сложность разборки, обусловленная необходимостью извлечения промежуточного элемента, установленного в одной из винтовых канавок и деформируемого в процессе сборки этого соединения, и неравная жесткость к действию крутящих моментов,и осевых усилий.

Целью изобретения является упрощение монтажа, демонтажа соединения и обеспечение его равной жесткости в осевом и тангенциа 1bHblx направлениях.

Это достигается тем, что соединение снабжено дополнительным соединительным элементом, размещенным на торце ступицы и нала и зыполненным в виде торцовой шайбы, стопорной шайбы и винта, закрученного в тоpãö зала, причем одна винтовая шпонка концом жестко связана с торцовой и стопорной шайбами.

Кроме того, отношение произведения рабочей длины и ее диаметра одной винтовой

IIliIloHKH к произведению рабочей длины и е .. диаметра второй винтовой шпонки равно

0,9 в 1,1.

На чертеже показано предлагаемое соеди10 иенце, разрез.

Между валом 1 и ступицей 2 в винтовых канавках различного направления размещены винтовые шпонкп 3 и 4, которые смещены относительно друг друга по длине ступицы на расстояние ЛЗ, большее 1/4 шага S винтовых канавок.

Для обеспечения равной жесткости соединения в осевом и тангенциальном направлениях прп действии осевых усилий и крутящих

2О моментов противоположного направления отношение произведения рабочей длины и ее диаметра одной впнтовои шпонки к произведению рабочей длины и ее диаметра второй винтовой шнонки рекомендуется иметь в пределах 0,9 — 1,1. Выбор таких соотношений обеспечивает наибольшую долговечность работы всего соединения при проч Ix одинаковых размерах.

Сборка предлага "мого соединения осуществляется следующим образом.

562683

На вал 1 устанавливается винтовая шпонка 4, после чего завинчивается ступица 2. 3атем Во вторую винтовую канавку легкими ударами молотка заводится вторая шпонка 8, на солт 5 надевается стопорная шайба 6 и торцовая шайба 7 с пазом для винтовой шпонки.

Болт 5 завинчивается в резьбовое отверстие вала 1. Усы 8 и 9 стопорной шайбы б загибаются в пазе торцовой шайбы 7 на изогнутый конец шпонки 8 и на грань болта 5. После этого края уса 9 и цилиндрические поверхности шайбы 6 привариваются к поверхности торцовой шайбы 7. В таком виде винтовая шпионка 8, шайбы б и 7 образуют неразъемное соеди нен ие, часть которого из шайб б и

7, жестко связанная с изогнутым концом шпонки 8, назва на B дальнейшем дополнительным соединительным элементом. Этот элемент размещен у торцов ступицы 2 и вала 1, с ним жестко закреплен изогнутый .конец винтовой шпонкп 8. жесткое прикрепление ш понки 8 к торцовой шайбе 7 может быть осуществлено различными спосооами, например развальцовкой изогнутого конца шпонкп специальным винтовым зажимом и т. п.

Демонтаж соединения осуществляется следующим образом.

Отгибают ус 8 и выпрямляют его. После этого постепенно выворачивают болт 5 и поворачивают соединительный элемент (из шайб б и 7) с помощью специального ключа.

При этом шпонка 8 выводится из ступицы.

Длина резьбовой части болта 5 выбирается несколько большей, чем расстояние, измеренное IIo оси вала 1, от торца ступицы 2 до конца винтовой шпонки 8. Благодаря этому при выворачивании дополнительного соединительного элемента со шпонкой 8 сн постоянно

35 опирается на болт 5 поверхностью ц пнндрического отверстия (в шайбе 7), что исключает перекосы этого элемента относительно ступицы 2 и вала 1 и снижает усилия при демонтаже.

После выворачивания дополнительного соединительного элемента со шпонкой 8 и болта 5 ступицу свертывают с вала. При повторной сборке соединения действие повторяют в обратной последовательности.

Формула изобретения

1. Соединение для передачи крутящего момента и осевого усилия, содержащее ступицу и вал с винтовыми канавками различного направления и винтовые шпонки, размещенные в этих канавках, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения монтажа, демонтажа соединения и обеспечения его равной жесткости в осевом и тангенциальном направлениях, оно снабжено дополнительным соеди— нительным элементом, размещенным на торце ступицы и вала и выполненным в виде торцовой шайбы, стопорной шайбы и винта, закрученного в торец вала, причем одна винтовая шпонка концом жестко связана с торцовой и стопорной шайбами.

2. Соединение по п. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что отношение произведения рабочей длины и ее диаметра одной винтовой шпонки к произведению рабочей длины и ее диаметра второй винтовой шпонки равно 0,9 — 1,1.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

М 482579, М. Кл. Г 16 D, 1/08, 1973.

562683

Составитель В. Лазутин

Техред И, Карандашова

Редактор М. Рогова

Корректор В. Гутман

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 530/1426 Изд. М 92 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5