Устройство для спуска людей и грузов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п 563 I77
Союз Советскик
Социалистиыеских
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.04.75 (21) 2126813/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.06.77. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 29.08.77 (51) М. Кл."" А 62В 1 14
Госерарственный комитет
Сазета Министров СССР
6о делам изобретений и открмтий (53) УДК 621.876 114 (088,8) (72) Авторы изобветения
Ю. Г. Коротков, А. С. Кареев, В. П. Полев и А. М. Симский
Главное техническое управление Министерства лесного хозяйства
РСФСР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ
Изобретение относи.ся к устройствам для спуска людей и грузов и предназначено для использования преимущественно в противопожарной технике в качестве индивидуального средства для спуска с вертолета десантниковпожарников и противопожарного оборудования непосредственно в зоне лесных пожаров при отсутствии посадочной площадки для вертолета.
Изобретение может найти применение и для других целей в аналогичных ситуациях, например для доставки людей и грузов к месту проведения различных работ при отсутствии посадочной площадки для вертолета; в торных и скалистых районах, в сильно заболоченной местности и т, п.
Известно устройство для спуска людей и грузов, содержащее барабан, вращающийся на валу относительно опорной части, канат, наматываемый на барабан, и тормоз, вступающий в действие при вращении барабана в сторону разматывания каната. Тормоз содержит пор шень, перемещающийся в заполненном жидкостью цилиндре с двумя камерами, и взаимодействующий с поршнем кулачок, форма выполнения которого вынуждает последний совершать циклические перемещения между поршнем и цилиндром при разматывании каната.
Однако конструктивная сложность тормоза они>кает надежность устройства.
Известно также уст,,ойство для спуска людей при пожаре, содержащее установленную в корпусе на оси катушку, на которой размещен гибкий тяговый орган, напримерь проволока.
5 На неподвижной оси катушки шарнирно установлен рычаг тормоза, причем один конец гибкого тягового органа закреплен на катушке, а другой снабжен карабином.
Недостатком указанного устройства также
10 является пониженная надежность, обусловленная тем, что момент срабатывания тормоза определяется самим десантником, в связи с чем задержка начала торможения может стать причиной аварии.
15 Наиболее близким техническим решением является устройство для спуска людей и грузов, содержащее корпус, в котором на оси установлена катушка с размещенным на ней гибким тяговым органом, например лентой, 20 и установленным на корпусе заклинивающим замком с направляющими, взаимодействующими с лентой, причем один конец последней закреплен на катушке, а другой снабжен карабином. Однако при задержке спуска вслед25 ствие срабатывания заклинивающего замка возможно свободное вращение катушки, обусловленное ее инерцией; при этом нарушается плотность укладки оставшейся на катушке ленты, и неизбежно ее скручивание. Возобно30 вление спуска после такой остановки приводит к тому, что скрученная лента попадает в
563177 заклинивающий замок и дальнейший спуск становится невозможным.
Целью изобретения является повышение надежности и безопасности в эксплуатации устройства путем устранения свободного раскручивания катушки после срабатывания заклинивающего замка.
Для этого в предложенном устройстве по крайней мере одна из щек катушки выполнена гибкой, образуя частью своей внешней периферийной поверхности элемент торможения, контактирующий под воздействием ленты с корпусом; кроме того, на периферийной части гибкой щеки катушки, образующей элемент торможения, выполнены односторонние кольцевые выштамповки, обр ащенные выпуклой частью к корпусу, причем одна из выштамповок выполнена на периферийной кромке щеки, а заклинивающий замок смещен относительно желоба катушки в сторону этой щеки; периферийная кромка выполнена с двусторонним кольцевым выступом; на периферийной кромке может быть также выполнена кольцевая выштамповка, обращенная выступом к ленте, а в складке последней выштамповки с BHcIIIней стороны щеки закреплено кольцо из износостойкого материала; элемент торможения выполнен из износостойкого материала, например капрона, с двусторонним кольцевым выступом на периферийной кромке щеки катушки; в зоне контакта с периферийной кромкой гибкой щеки на корпусе закреплена сменная пластинка из износостойкого материала.
На фиг. 1 изображено предложенное устройство, общий вид; на фиг. 2 — схематически показана конструкция заклинивающего замка; на фиг. 3 — разрез по А — A на фиг. 1; а на фиг. 4 — 6 — узел 1 на фиг. 3 (варианты выполнения).
Устройство для спуска людей и грузов (см. фиг. 1) содержит металлический корпус 1 с закрепленным на нем с помощью кронштейна
2 заклинивающим замком 3, через который пропущен выведенный из корпуса 1 конец капроновой ленты 4, снабженный карабином
5. Лналогичный карабин 6 закреплен обрезком капронового шнура 7 непосредственно на заклинивающем замке 3. Заклинивающий замок (см. фиг. 2) содержит губки 8, жестко закрепленные на некотором расстоянии одна от другой между планками 9, и подвижно установленный между губками 8 клин 10. Перемещение клина ограничено закрепленной в планках 9 осью 11, пропущенной через продолтоватое отверстие, выполненное в клине по его продольной оси.
Зксцентрик 12 с рукояткой 13 закреплен на оси между планками 9. На противоположном конце между планками 9 установлена ось 14, к которой обрезком капронового шнура 7 прикреплен карабин 6.
Капроновая лента 4 намотана на катушку (см. фиг. 3), содержащую вал 15 с цапфами и закрепленные на его торцах щеки 16 и 17.
Катушка цапфами вала 15 установлена во
2д
60 и5 втулках 18 из антифрикционного материала, одна из которых закреплена в корпусе 1, другая — в его крышке 19. Конец капроновой ленты 4 закреплен на валу 15.
В корпусе 1 предусмотрено отверстие для вывода капроновой ленты 4. Одна из цапф вала 15 катушки (или обе) выполнена с прорезью для соединения со съемной рукояткой (не показана) вращения катушки. Для установки рукоятки одно из гнезд под цапфы вала
15 выполнено проходным (например, в крышке 19).
Щеки катушки выполнены с односторонними кольцевыми выштамповками 20, расположенными концентрично относительно одна другой и щеки 17, и все они выпуклой частью обращены наружу.
Быштамповки 20 обеспечивают возможность некоторого смещения периферийной кромки щеки под нагрузкой в перпендикулярном к плоскости щеки направлении с возвращением в исходное положение после снятия нагрузки. Катушка установлена щекой 17 к торцовой стенке барабана.
Кронштейн 2, которым заклинивающий замок 3 крепится к барабану 1, выполнен слегка согнутым, и заклинивающий замок 3 поэтому смещен относительно желоба катушки и повернут на угол сгиба кронштейна 2.
Для исключения истирания торцовой стенки барабана 1 кромкой щеки 17 на ней с внутренней стороны может быть установлена сменная пластинка 21 из износостойкого материала.
При выполнении устройства без отгиба кронштейна 2, т. е без смещения заклинивающего замка относительно желоба катушки, периферийная кромка щеки 17 выполняется с двусторонним кольцевым выступом. В показанном на фиг. 4 варианте в периферийную кромку щеки завальцовано кольцо 22. В варианте на фиг. 5 внутренний выступ периферийной кромки щеки 17 образован выступающей частью кольцевой выштамповки, выполненной по периферийной кромке, а наружный — кольцом 23 из износостойкого материала, закрепленным во впадине упомянутой штамповки с внешней стороны щеки 17. В вариантах на фиг. 4 и 5 щека 17 выполнена с кольцевыми концентрическими выштамповками. В варианте на фиг. 6 вся щека или по крайней мере ее периферийная часть выполнена из эластичного износостойкого материала, например капрона, и имеет по всему периметру двустороннее утолщение.
В вариантах на фиг. 5 и 6 необходимость установки сменной пластины 21 из износостойкого материала отпадает.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Перед спуском десантник надевает подвесную систему и присоединяет к ней карабином
6 корпус 1 устройства, а карабин 5 крепится к узлу подвески трапа на вертолете. При спуске лента огибает губки 8 и утолщенную часть
563177
10 клина 10 заклинивающего замка 3, смещение которого относительно желоба катушки (за счет отгиба кронштейна 2) обеспечивает прижатие боковой кромки капроновой ленты 4 к периферийной кромке щеки 17, а подвижность последней (за счет концентрических кольцевых выштамповок на щеке 17) обеспечивает прижатие ее к торцовой стенке 1 той же лентой. Силы трения, возникающие при контакте щеки катушки и торцовой стенки корпуса 1, увеличивают натяжение ленты 4 между заклинивающим замком и катушкой. При срабатывании заклинивающего замка во время спуска десантника или груза спуск прекращается, а натяжение ленты между заклинивающим замком и катушкой остается. Силы трения полностью гасят инерционные силы катушки, исключают ее вращение после прекращения спуска, а следовательно, и скручивание, Формула изобретения
1. Устройство для спуска людей и грузов, содержащее корпус, в котором на оси установлена катушка с размещенным на ней гиоким тяговым органом, например лентой, и установленным на корпусе заклинивающим замком с направляющими, взаимодействующими с лентой, причем один конец последней закреплен на катушке, а другой снабжен карабином, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности в эксплуатации путем устранения свободного раскручивания катушки после срабатывания заклинивающего замка, по крайней мере одна из щек катушки выполнена гибкой, образуя частью своей внешней периферийной повер ;ности элемент торможения, контактирующий под воздействием ленты с корпусом.
ЗО
2. Устройство по п. 1, о тл ич ающееся тем, что на периферийной части гибкой щеки катушки, образующей элемент торможения, выполнены односторонние кольцевые выштамповки, обращенные выпуклой частью к корпусу, причем одна из выштамповок выполнена на периферийной кромке щеки, а заклинивающий замок смещен относительно желоба катушки в сторону этой щеки.
3. Устройство по п. 1, о тл пч а ю ще еся тем, что на периферийной части гибкой щеки катушки, образующей элемент торможения, выполнены односторонние кольцевые выштамповки, обращенные выпуклой частью к корпусу, а периферийная кромка ее выполнена с двусторонним кольцевым выступом.
4. Устройство по п. 1, отл и ч а ется тем, что на периферийной части гибкой катушки, образующей элемент торможения, выполнены односторонние кольцевые выштамповки, обращенные выпуклой частью к корпусу, а на периферийной кромке ее выполнена кольцевая выштамповка, обращенная выступом к ленте, а в складке последней выштамповки с внешней стороны щеки закреплено кольцо пз износостойкого материала.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что элемент торможения выполнен из износостойкого материала, например капрона, с двусторонним кольцевым выступом на периферийной кромке щеки катушки. б. Устройство по пп. 2 и 3, отличающее с я тем, что, с целью исключения пстирания корп1са, в зоне контакта с периферийной кто:йг ОЙ !!б! о!! щс! и на корп1 се закреплена сменная пластин!" а пз пзносостойкого MQTcриала.
563177
Составитель О. Тимченко
Текред А. Камышнпкова
1 сдактор А. Купрякова
Коррскгор Л. Брахпина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1688/14 Изд. ¹ 571 Тираж 585 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5