Фикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ц Бб35!9

Союз Советских

СО4ивлистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.04.75 (21) 2124147/27 (51) М. Кл. " F 16D 13/04

F 1бР 43/20 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.77. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 15.07.77

Гасударственный камнтет

Совета Министрае СССР еа делам изобретений и аткрытий (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Суторихин, С. Г. Нагорняк и В. Ф. Яроше (71) Заявитель (54) ФРЙ КЦИ ОН НАЯ МУФТА

Изобретение относи- ся к области общего машиностроения.

Известна фрикциопная предохранительная муфта, содержащая две подпружиненные полумуфты, поджатые с помощью нажимного диска. Ведущая полумуфта снабжена втулкой с внутренней резьбой, связанной с наружной резьбой гайки, смонтированной при срабатывании вдаль оси вращения муфты. Гайка взаимодействует при этом с торцом нажимного диска и отжимает его or фрнкционных дисков, размыкая их (1).

Известна фрикционная муфта, содержащая размещенные в корпусе фрикционные диски, связанные с ведущим и ведомым валами, на последнем из которых посажен при помощи несамотормозящей резьбы подпружиненный маховик (2).

Целью изобретения является снижение прогиба валов путем уменьшения осевых габаритов муфты и обеспечение отвода полумуфт при малых скоростях вращения валов без увеличения размеров маховика.

Для этого описываемая фрикционная муфта снабжена неподвижной стойкой с подшипниками, а маховик установлен в последних и снабжен передачей, например цепной, одна звездочка которой смонтирована на сгупице маховика, а другая — на резьбе ведомого вала с возможностью осевого перемещения и связана с подвижной полумуфтой. Кроме этого, муфта снабжена подвижной в осевом направлении втулкой и упорным подшипником, связывающими звездочку с подвижной полумуфтой н установленными между ними соответственно на ведомом и ведущем валах, при этом втулка имеет торцовые продольные выступы, входящие в окна, выполненные в неподвижной полумуфте и взаимодействующие при срабатывании через упорный подшипник с подвижной полумуфтой.

На фиг. 1 изображена описываемая муфта с частичным продольным разрезом; на фиг. 2— разрез по А — А на фиг. 1.

Муфта состоит из подвижно установленной на ведущем валу 1 полумуфты 2, поджимаемой в осевом направлении пружиной 3, усилие сжатия которой регулируется гайками 4.

На торце данной полумуфты установлен фрик20 ционный диск 5, контактирующий с торцовой поверхностью ведомой полумуфты б, неподвижно установленной на валу 7. На ступице ведомой полумуфты выполнена несамотормозящая резьба, с которой сопрягается своим

25 центральным резьбовым отверстием звездочка

8, перемещение которой в направлении ведомого вала ограничивается кольцом 9 . Ступица звездочки 8 контактирует с втулкой 10, имеющей торцовыс продольные выступы, вхо30 дящие в окна 11, выполненные в неподвиж563519 ной полумуфте и взаимодействующие при срабатывании через упорный подшипник 12 с подвижной полумуфтой. Кроме этого, муфта снабжена неподвижной стойкой с подшипниками, в которых на оси 13 установлен маховик 14, на ступице которого смонтирована звездочка 15, связанная со звездочкой 8 цепью.

Муфта работает следующим образом.

В нормальном режиме работы ведущая и ведомая полумуфты находятся в относительном покое, и крутящий момент передается за счет сил трения между фрикционным диском и торцом ведомой полумуфты. При этом вращение также передается со звездочки 8 на звездочку 15 и маховик 14, причем угловая скорость вращения маховика будет во столько раз больше скорости вращения полумуфт, во сколько раз число зубьев звездочки 8 больше числа зубьев звездочки 15.

В стопорном режиме нагружения при резком останове ведомой полумуфты маховик 14 за счет сил инерции продолжает вращаться дальше, и данное вращение передается на звездочку 8, которая перемещается по резьбовой поверхности ступицы ведомой полумуфты и воздействует через упорную втулку 10 и подшипник 12 на ведущую полумуфту 2. Происходит ослабление поджима ведущей полумуфты к ведомой и надежная пробуксовка муфты.

Таким образом, при небольших размерах маховика 14 можно получать большую кинетическую энергию, используемую для ослабления поджима полумуфт при перегрузке.

Установка маховика за пределами ведомой полумуфты приводит к уменьшению осевых размеров, а следовательно, и деформаций (прогибов) системы.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая подпружиненные подвижную и неподвижную полумуфты, установленные на соответствующих валах, и устройство для автоматического отвода полумуфт при перегрузках, имеющее маховик, связанный с резьбовым ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью снижения прогиба валов путем уменьшения осевых габаритов муфты и обеспечения отвода полумуфт при малых скоростях вращения валов без увеличения размеров маховика, она снабжена неподвижной стойкой с подшипниками, а маховик установлен в последних и снабжен передачей, например цепной, одна звездочка которой смонтирована на ступице, а другая — на резьбе ведомого вала с возможностью осевого перемещения и связана с подвижной полумуфтой.

2. Фрикционная муфта по п. 1, отл и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена подвижной в осевом направлении втулкой и упорным подшипником, связывающими звездочку с по25 движной полумуфтой и установленными между последними соответственно на ведомом и ведущем валах, при этом втулка имеет торцовые продольные выступы, входящие в окна, выполненные в неподвижной полумуфте и вза30 имодействующие при срабатывании через упорный подшипник с подвижной полумуфтой.

Источники информации, принятые во вни35 мание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Ке 317832, кл. F 1бй 13/04, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР Мо 389318, кл. F 166 13/04, 1971.