Моторно-осевой подшипниковый узел колесно-моторного блока с упругой зубчатой передачей железнодорожного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (11) 564 194 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено23,05,75 (21) 2135730/11 с присоединением заявки Хе (23) Приоритет (51) М. К .2
В 61 С 9/48
;удврственный комитет
".оветв Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано05,07,77, Бюллетень Хе25 (53) УДК621.333.2:
:629. 1 (088.8) (45) Дата опубликования описания 17.10.77 (72) Авторы изобретения
К. С. Сдобин, В. Г. Небьтлицын, А. И. Беляев, Л. Н. Попова и А. И. Медведева (71) Заявитель (54) МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕСНО-МОТОРНОГО БЛОКА
С УПРУГОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции колесно-моторных блоков подвижного состава и в частности их моторно-осевых подшипниковых узлов.
Известна конструкция тягового привода с упругими элементами в диски ведомой шестерни, в которой резино-металлические элементы размещены во фланцах, закрепленных с обоих сторон диска ведомой шестерни (1).
Известна также конструкция моторно-осевого подшипникового узла, содержащего подшипники качения, полую трубу, охватывающую с зазором среднюю часть оси колесной пары, на которую опирается остов тягового электродвигателя и упругие элементы, установленные в диске ведомой шестерни зубчатой передачи (2).
Для обеспечения возможности осмотра подшипников труба имеет продольный разъем с болтовым соединением, что следует отнести к сушественным недостаткам этой конструкции, значительно усложняюшим ее технологичность.
В этой конструкции также необходимо иметь достаточные свободные участки для размещения роликоподшипников в средней части оси между опорами остова тягового электродвигателя и торцами ступиц колесного центра и ведомой шестерни.
Цель изобретения — повышение долговечности и технологичности узла.
Для этого подшипники качения смонтированы на наружных посадочных поверхностях концевых участков полой трубы, охватывающей с зазором ступицы упругого ведомого зубчатого колеса, и колесного центра, а наружные обоймы подшипников качения размещены в корпусах с фланцами, которые установлены соответственно на дисках колесного центра и ведомой шестерни, при этом, полая труба выполнена цельной и имеет вырез со стороны стенки остова тягового электродвигателя, а фланец корпуса подшипника качения, установленного на диске ведомой шестерни, имеет равномерно расположенные по его окружности отверстия под резино- металл ические элементы.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел с зубчатой передачей, обший вид; на фиг. 2— сечение А — А <риг. 1 по средней части оси
Моторно-осевой подшипниковый узел с упругой зубчатой передачей содержит подшипники качения 1 и 2, расположенные на наружных поясках по концам трубы 3 над ступицами ведомой шестерни 4 и колесного центра 5.
Неразъемная труба 3, охватывает с зазором среднюю часть оси колесной пары 6 и ступиц шестерни 4 и колесного центра 5.
564194
Формула изобретения
25
Труба крепится в гнездах опор 7 тягового электродвигателя 8.
Со стороны стенки остова тягового электродвигателя 8 труба 3 имеет местный вырез (фиг. 2), который позволяет не увеличивать расстояние между центрами тяговой зубчатой передачи.
Наружные обоймы роликоподшипников 1 и
2 размещены в корпусах 9 и 10, которые закреплены к дискам ведомой шестерни 4 и колесного центра 5.
Ведомая шестерня имеет отдельно выполненный зубчатый венец 11, крутящий момент от которого передается диску ведомой шестерни при помощи резино-металлических элементов
12, равномерно размещенных по окружности в отверстиях фланца 13, фланца корпуса подшипника 9 и в диске зубчатого венца 11. Для предотвращения попадания грязи между трубой и осью имеется кожух 14 (фиг. 2).
Моторно-осевой подшипниковый узел с упругой зубчатой передачей работает следующим образом.
Тяговый электродвигатель 8 при помощи опор 7 и трубы 3 нагружает подшипники качения 1 и 2, которые воспринимают усилия, возникающие на опорах при передаче крутящего
-момента зубчатой парой, динамические нагрузки и вес тягового двигателя.
При движении колесной пары вращаются наружные обоймы подшипников, а внутренние обоймы неподвижно закреплены на трубе. Подшипник 1, расположенный со стороны ведомой шестерни, нагружен только радиальными силами, а осевые силы воспринимаются подшипником 2. Крутящий момент на ведомой шестерне от зубчатого венца 11 передается на ось 6 через диск и ступицу ведомой шестерни 4 при помощи упругих элементов 12.
Размещение подшипников качения на концевых участках неразъемной трубы делает конструкцию узла более технологичной и доступной для осмотра и обслуживания, позволяет применить подшипники качения в размерах, обеспечивающих требуемую долговечность до переформирования колесных пар, устраняется необходимость использования цветного металла и жидкой смазки при моторно-осевых подшипниках скользящего трения.
Местный вырез трубы (фиг. 2) позволяет сохранить без изменения расстояние между центрами зубчатой передачи и применить рекомендуемую конструкцию узла тягового привода на эксплуатируемых локомотивах в порядке модернизации.
Моторно-осевой подшипниковый узел колесно-моторного блока с упругой зубчатой передачей железнодорожного транспортного средства, содержащий подшипники качения, полую трубу, охватывающую с зазором среднюю часть оси колесной пары, являющуюся опорой остова тягового электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и технологичности узла, подшипники качения смонтированы на наружных посадочных поверхностях концевых участков полой трубы, охватывающей с зазором ступицы упругого ведомого зубчатого колеса и колесного центра, а наружные обоймы подшипников качения размещены в корпусах с фланцами, которые установлены соответственно на дисках колесного центра и ведомой шестерни, при этом, полая труба выполнена цельной и имеет вырез со стороны стенки остова тягового электродвигателя, а фланец корпуса подшипника качения, установленного на диске ведомой шестерни, имеет равномерно расположенные по его окружности отверстия под резино-металлические элементы, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство № 286419, кл.
В 61 С 9/18, 1961.
2. Отчет ВНИТИ П-89-74 Моторно-осевой подшипниковый узел тепловоза «Кестрел».
564194
А-А
Фиг. 2
Составитель А. Егоров
Техред М. Левицкая Корректор Д. Мельниченко
Редактор В. Другова
Заказ 1958/188 Тираж 624 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4