Рабочий орган землеройной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (111 564389

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) - аявлено 09.02,76 (21) 2322849/03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.07,77. Бюллетень №2 (45) Дата опубликования описания 20.11.77 (51) М. Кл.

Е 02 F 3/76

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам иэобрвтеннй и открытий (53) УДК 621.878/879:

:624. 132.35 (088.8) В. И. Баповнев, Л. А. Хмара, В. Н. Бондарь, В. И. Ковалев, A. Б. Ермилов, Г. Ф. Дегтев и В. В. Мепашич (72) Авторы изобретения

Московский автомобильно-дорожный институт и Днепропетровский инженерно-строительный институт (71) Заявители (54) РАБОЧИЙ ОРГАН ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к землеройным машинам с газовой смазкой рабочего органа и направлено на повышение производительности данных машин и расширение области их использования.

Известен рабочий орган землеройной машины, содержащий режущий нож, систему подачи сжатого газа или жидкости на лобовую поверхность рабочего органа, контактирующую с грунтом, что позволяет существенно уменьшить трение грунта по металлу и залипание рабочего органа (1) .

Недостатком указанного рабочего органа является то, что в рассмотренной конструкции исп зуется либо только газовая, либо только ж сотная смазка рабочего органа, тогда как в ряде случаев, например при разработке тяжелых влажных и липких грунтов, а также грунтов с п.,ышенной фильтрационной способностью, пелесообразно применение комбинированной воздушно-эмульсионной смазки.

Наиб< !(с близким к предлагаемому является рабо ий орган бульдозера, включающий нож, пс ожевую плиту и систему смазки отвальной ..оверхности рабочего органа, состоящую из воздушного коллектора с выпускными отверс1 ями и источник сжатого воздуха (2).

Сжатыи воздух выпускают в зазор между ножом и подножевой плитой через отверстия, затем потоки воздуха перемещаются вверх по лобовой поверхности рабочего органа, обеспечивая слой газовой смазки.

Основным недостатком прототипа является быстрая фильтрация воздуха из слоя смазки внутрь грунта при работе на пористых, напри»ер песчаных грунтах, а также необходимость значительного повышения давления в воздушном коллекторе при разработке тяжелых глин

)О и т. п. грунтов, что связано с резким повышением энергозатрат и ограничивает область эффек тивного использования данной машины. Дополнительное применение жидкостной смазки 1обовой поверхности раоочего органа осложнено проблемой подачи жидкости равномерным слоем по всей поверхности и необходимостью большого расхода жидкости.

Цель изобретения — снижение усилия копания и расширение области эффективного использования землеройной машины.

Для этого система смазки снабжена жидкостным резервуаром, разделенным на две по1осТН подпружиненным поршнем, при этом одна из полостей резервуара посредством воздухопровода с регулировочным элементом соединена с источником сжатого воздуха, а дру25 гая посредством трубопровода и жидкостного

564 389 коллектора с выпускными отверстиями соединена с отвальной поверхностью рабочего органа.

Выпускные отверстия жидкостного коллектора могут быть расположены над выпускными отверстиями воздушного коллектора.

На фиг. 1 изображен рабочий орган землеройной машины, типа бульдозера; на фиг. 2 — то же, типа скрепера; на фиг. 3 — то же, типа ковша экскаватора, оборудованные системой воздушноэмульсионной смазки.

Рабочий орган включает нож 1, смонтированный при помощи болтов 2 и прокладки 3 на подножевой плите 4 отвала 5 (днище скрепера

6 или ковша экскаватора 7) . С тыльной сторойы на подножевой плите 4 смонтирован воздушный коллектор 8 и жидкостный коллектор

9 с подводяшими патрубками 10 и 11. Плита

4 снабжена отверстиями для выпуска сжатого воздуха и жидкости в зазор между плитой 4 и ножом 1. Воздушный коллектор .8 соединен с источником сжатого воздуха 12, жидкостный коллектор 9 — с жидкостным резервуаром 13, который снабжен поршнем 14 и возвратной пружиной 15, через обратный клапан 16. Надпоршневое пространство резервуара 13 связано с источником сжатого воздуха 12. Воздух и жидкость подаются по трубопроводами 17 — 19.

Для контроля давления сжатого воздуха использован манометр 20.

Копание грунтов рабочим органом производится следуюшим образом.

При взаимодействии рабочего органа с грунтом стружка грунта перемещается по лобовой поверхности органа. Сжатый воздух от источника 12 подается к коллектору 8 и в надпоршневое пространство резервуара 13, вытесняя посредством поршня 14 жидкость в коллектор 9. Сжатый воздух и жидкость поступают через выпускные отверстия в зазор между ножом 1 и подножевой плитой 4, где смешивается, образуя воздушно-эмульсионную смазку, когорая за счет кинетической энергии потоков сжатого воздуха распространяется равномерным слоем по лобовой поверхности рабочего органа.

Смазка уменьшает трение грунта по металлу и залипание рабочего органа грунтом, причем воздушная фаза смазки служит как для уменьшения трения, так и для распространения жидкости по поверхности отвала, а жидкостная фаза обеспечивает уменьшение трения при па5 дении давления воздуха в смазочном слое за счет фильтрации или при превышении удельного давления грунта на лобовую поверхность рабочего органа по сравнению с давлением воздуха при работе на тяжелых грунтах.

Применение рабочего органа землеройной машины обеспечивает автоматическую подачу на поверхность скольжения воздушно-эмульсионной смазки, снижение усилия копания, повышение производительности, расширение области эффективного использования машин.

Формула изобретения

1. Рабочий орган землеройной Машины, включающий нож, подножевую плиту и систему

20 смазки отвальной поверхности рабочего органа

) состоящую из воздушного коллектора с выпускными отверстиями и источника сжатого воздуха, отличающийся тем, что, с целью расширения области эффективного использования машины и снижения усилия копания за счет полу25 чения комбинированной воздушно-эмульсионной смазки отвальной поверхности рабочего органа, система смазки снабжена жидкостным резервуаром, разделенным на две полости подпружиненным поршнем, при этом одна из полостей резервуара посредством воздухопровода

ЗО с регулировочным элементом соединена с источником сжатого воздуха, а другая посредством трубопровода и жидкостного коллектора с выпускными отверстиями соединена с отвальной поверхностью рабочего органа.

2. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выпускные отверстия жидкостного коллектора расположены над выпускными отверстиями воздушного коллектора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

40 I. Авторское свидетельство СССР № 394507, кл. Е 02 F 3 4 0 1971.

2. Патент США № 3685592,.кл. 172 †8, 1972.