Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП И (11) 564684
ИЗОВРЕтЯНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 23.02.76(21) 2327939/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет(51) М. Кл
Н 02 К 3/46
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (43) ОпУбликовано 05,07.77 Бюллетень № 25 (53) УЛК 621.313.713 (088.8) (45) Дата опубликования описания22.08„77
Е. К. Берзин, А. Г. Мирошниченко, Л. И. Янтовский, В. А. Яковенко
B. Г. Данько, Р, И. Третевич и А. А. Чигиринский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к алектромашиностроению, в частности, к алектрическим машинам с обмоткой возбуждения, расположенной .на роторе.
Известен, ротор алектрической машины, имеющий магнитопровод, на котором закреплен цилиндрический каркас с обмоткой возбуждения, магнитная ось которой совпадает с осью вращения ротора r 1J.
С целью предотвращения проворачивания ð обмотки относительно каркаса на внутренней цилиндрической поверхности выполнены два продольных выступа, смещенных на о
180 относительно друг друга.
Недостатком ротора является неравномер-,б ное распределение удерживающих усилий как по сечению обмотки, так и по длине овала.
Эллипсность, получаемая при посадке, в особенности проявляется при большой разнице между внутренним и наружным диа- 2О метрами обмотки, что приводит к уменьшению надежности ее закрепления.
Кроме того, при посадке на магнитопрсм вод с выступами, диаметрально расположенными на внутренней цилиндрической поверх- 25 ности каркаса, обмотка приобретаей овальную форму, гриводяшую к некоторой электромагнитной несимметрии.
Известен также ротор алектрическвй машины, содержащий сердечник, кольцевую обмотку возбуждения и алементы крепления(2).
Однако, элементы, закрепленные с одной стороны, не обеспечивают достаточной надежности крепления обмотки.
11елью изобретения является повышение надежности крепления обмотки возбуждения на р оторе электрическ ой машины.
Для атого элементы крепления обмотки возбуждения выполнены в виде шпилек, закрепленных в сердечнике двумя концами, каждая секция обмотки имеет волнообраэую форму и огибает соседние шпильки, причем шпильки могут быть установлены аксиально, радиально или двумя рядами в шахматном пооядке, а смежные секции обмотки могут огибать соседние шпильки с разных сторон.
На фиг. 1 показан продольный разрез машины с аксиальн о расположенными,шпильками; на фиг. 2 — расположение секции обмотки при аксиальном расположении шпилек; на
564684 фиг. 3-продольный разрез машины с радиаль» ным расположением шпилек; на фиг. 4 - расположение секции обмотки при радиальном расположении шпилек, на фиг. 5 - расцоложение шпилек двумя рядами в шахматном порядке, »а фиг. 6 - расположение смежных секций обмотки, огибаюших соседние шпильки с разных сторон.
На сердечнике, представляюшем собой хвостовики 1 и 2, соединенные цилиндром щ
3, параллельно продольной оси ротора установлены шпильки 4 и закреплены двумя концами в хвостовиках 1 и 2, Между шпильками расположейы секции 5 обмотки возбуждения, которые имеют волнообразную форму и огибают соседние шпильки, При этом секции 5 обмотки разделены перег ор одк ам и 6.
В роторах со значительной аксиальной длиной, когда выполнение шпилек, распо- gg ложенных параллельно оси вращения, технологически затруднено, шпильки 7 располагают радиально, а секции 8 обмотки, выполняют огибаюшими шпильки 7.
Для уменьшения габаритов машины шпиль- Б ки.располагают двумя рядами 9, 10 в шахматном порядке.
С целью исключения действия изгибающего момента на шпильки 4 и 7., a также обеспечения большей равномерности маг- зо нитного поля, смежные секции 5 и 8 выполняются огибающими шпильки с разныхr . сторон, Удерживаюшие or проворачивания обмотки усилия обеспечиваются трением и сопро- 35 тивлением деформации витков.
Благодаря тому, что крепящие элементы, пронизывают сечение обмотки, происходит передача удерживающих усилий от шпилек непосредственно к каждому витку, что значительно повышает надежность закрепления обмотки возбуждения относительно сердечника.
Формула изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий сердечник, кольцевую обмотку возбуждения и элементы крепления, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности крепления, указанные элементы выполнены в виде шпилек, закрепленных в сердечнике двумя концами, каждая секция обмотки имеет волнообразную форму и огибает соседние шпильки.
2. Ротор электрической машины по п. 1, о т л и ч а ю Ш и и с я тем, что указанные шпильки ус-.ановлены аксиально.
3. Ротор электрической машины по п. 1, о.т л и ч а ю ш и и с я тем, что указанные шпильки установлены радиально.
4. Ротор электрической машины по п. 1, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что указанные шпильки установлены двумя рядами в шахматном порядке.
5. Ротор электрической машины по .. п п. l, 2 о т л и чающий с я тем что смежные секции обмотки огибают соседние шпильки с разных сторон.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство % 373818, Н 02 К 3146, 1973.
2, Авторское свидетельство М 385372, Н 02 К 3/46, 1973.
564684
Составитель С. Бражник
Редактор И. Марховская Техред И. Асталош Корректор Е. Папп
Заказ 2059I215 Тираж 917 Подписное
0НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4