Ротор двухскоростного асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<)ПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СФХДЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-вуг (51) М, Кл (22) Заявлено 02.12.74 (21) 2079758/07 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 05,07.77Бюллетснь № 25

H 02 К 17/14

Гооударотоенный комитет

Совета Ниннотроа СССР но делам изобретений н отнрмтий (53) УДК 621.313.333 (088.8) (45) Дата опубликования описания 22.08.77 (72) Автор. изобретения

Г. М. Киричек, Институт электродинамики AH УССР (71) Заявитель

l (54) РОТОР ДВУХСКОРОСТНОГО АСИ НХРО!-ШОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение касается электрических ма шин, а именно роторов асинхронных многоскоростных электродвигателей с индукционными сопротивлениями в цепи ротора, Известен ротор асинхронного электродвигателя, включающий двухскоростную обмотку, которая выполняется из двух одинаковых частей, причем в одной из них изменяется направление тока при изменении числа пар полюсов, а каждая фаза обмотки ротора сое- (0 динена с индукционным сопротивлением, состоящим из двух катушек, которые соединены по Т-образной схеме с тремя выводами и помещены в массивном ферромагнитном диске 111.

Недостатком этого устройства является сравнительно большое число элементов индукиионных сопротивлений, большое число выводов обмотки ротора и неполное использование этих сопротивлений при работе об- 20 глотки с различными числами пар пмпосов, что приводит к увеличению веса и габарита

- :лектрическ ой машины.

Наиболее близким к предложенному является отер с трехфазной двухскоростной обмоткой, 25, имеюшей независимые входы для обоих чисел по. люсов (21. Обмотка ротора соединена с индукци онными сопротивлениями, состояшими из девяти катушек с массивными ферромагнитными сердечниками, Обмотки объединены в три параллельные звезды с шестью выводами нулевых точек. Однако в цепь этого ротора вводятся одинаковые сопротивления для каждого числа пар полюсов, что приводит к ухудшению пусковых и рабочих характеристик двигателя.

Цель изобретения — уменьшение числа выводов обмотки ротора и улучшение их использования при каждом числе пар полюсов.

Эта цель достигается благодаря соединению каждой из частей обмотки ротора по трехфазной схеме с общим трехфазным индукционным сопротивлением, состоящим из трех катушек с массивными ферромагнитными сердечниками, причем трехфазная звезда (или треугольник) одной части обмсагкн смещена по отношению к другой части обмотки на пространственный угол 120 электрических градусов, а катушечные группы соединяемых

564689 частей обмотки включены между собой, встречно.

На фиг. 1 представлена схема соединения элементов обмотки. ротора (ОР) н индукционных сопротивлений (ИС) двухскоростного асинхронного двигателя при числах полюсов 2р = 4 и 2 р = 8; на фиг. 2 дана развернутая схема двухскоростной обмотки ротора с индукционными сопротивлениями для 2р " 4 ï2 ð "8.

Трехфазная обмотка ротора выполнена иэ двух одинаковых частей, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групн, причем в одной нэ них изменяется направление тока при изменении числа пар полюсов. Обе части обмотки рото ра соединены в две отдельные звезды (или два треугольника) и включены на общее индукционное сопротивление, состоящее из тр х «атушек, соединенных в звезду или в д треув"ельник и помещенных в массивные ферромагнитные диски. При этом в точках соединения обеих частей обмотки ротора с вы» водами индукционного сопротивления между собой соединены, фазы, обмотки ротора, сме 2$ щепные на пространственный угол 120 эйекэркческих градусов, например при 2р8 соединены между собой полуфазы обмотки ротора А8 и В8, CS s.АЭ ° В m Сз э а. при 2р 4 - А sZ, В и Х<, С g, a 3, зф т.е. обе части обмотки ротора соединейы между собой со смещением одной трехлучевой звезды обмотки по ж ношению к другой звезде на пространственный угол 120 электрических градусов. М

Такое соединение двух частей обмотки позволяет смещать звезду индуктируемых

ЭДС в одной попсвиив обмотки по отнощенюо к звезде ЭДС другой половины обмот ка иа угол 120 электрических градусов, . 9 при одном числе пар aumocca a на угон 60 эпакчрических градусов при другом. Величина напряжения, приложенного к индукционным сопротявлепиям, опредепяетсм встреч-. ными составляющими ЭДС; индуктяруеных t4S в соединенных частях обмотки.

Для улучшения характеристик двигателя катушечные группы соединенных частей обмотки ротора включены между собой встречно..В результате при 2р 4 сдвиг векторов

ЭДС в соединенных частях обмотки ротора составляет 120 электрических градусов, а при 2р-8 равен 60 электрических градусов.

При этом большее напряжение на индукционных сопротивлениях будет при 2р 4 и меньшее при 2р=8, т.е. при 2р=4 будет снижен пусковой ток и повышен пусковой момент, а при 2р 8, благодаря меньшему влиянию индукционных сопротивлений, улучшаются рабочие характеристики; повышаеч ся момент двигателя.

Ф ормула изобретения

Ротор двухскоростного асинхронного двигателя с индукционными сопротивлениями, подключенными r трехфаэной обмотке, выпси ненной на два чйсла полюсов и содержащей равномерно распределенные по расточке машины катушечные группы, образующие две одинаковые части, каждая иэ которых соединена по трехфазной схеме, причем одна из них состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп,о т л и ч а ющ и и с s тем, что, с целью упрощения конструкции и.улучшения рабочих и пусковых характиристик, обе части обмотки рото- ра соединены между собой в три параллель ные ветви "со встречным включением катушечных групп одной части обмотки по отношению к другой, и.смещены друг относительно друга на 120 электрических градусов,а к точкам соединения указаннык частей обмоч ки подключены выводы «идукцианных сопротивлений, соединенных ио трехфаэиой. схеме.

Источники информации, принятые во вниманне ири экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР М 369660, И О2 К 17/06, 1971.

2.- Авэорскее свидетельство СССР

М 470040, Н 02 К 17114, 1972.

Составитель В. Комаров

Редактор И. Марховскаи Техред И, Асталощ . Корректор Е. Паип

Заказ 2059/215 Тираж 917 - ", Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4