Машина постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ 564691

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (511 М, Кл

Н 02 К 23/24

Н 02 К 3/28 (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2113207/07 с присоединением заявки №Гооударствеикый к&метет

Совета Ма&катр&а СССР

II& делам МЗобРВтенкк и открытка (23) Приоритет (43) Опубликовано 0g.07.77.Бюллетень М 25 (45) Дата опубликования описания 22.08.77 (53) УДК 623..313.2 (088.8) С. П. Калиниченко, Ю, Г. Дудин, Л. Е, Язловецкий, И. Б. Альтшулер,1И. Н, Перегудов и Н. Ф. Озерной (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА

16, 20

Изобретение относится к области машиностроения, касается машин постоянного тока с добавочными полюсами и может найти широкое применение на электромашиностроительных заводах для улучшения коммутации выпускаемых и проектируемых машин постоянного тока .

Известны машины постоянного тока со1 держашие добавочные полюсы с обмоткой и форсирЬвочную обмотку, охватываюшую сердечник добавочного полюса и подключенную параллельно обмотке дополнительного полюса.

Однако такая машина не может обеспечить эффективного улучшения коммутации одновременно в режимах толчкообразных нагрузок и при питании пульсируюшим током.

С целью устранения указанного недостатка в предлагаемой машине постоянного тока форсировочная обмотка соединена согласно с обмоткой аобавочного полюса, а числа

2 витков форсировочной обмотки и обмотки до бавочного полюса находятся в соотношении:

= 1+4, Wg где My — число витков форсировочной обм отки

VIg — число витков обмотки добавочного полюса.

На чертеже изображена схема соединения обмоток предлагаемой машины постоянного тока. Машина постоянного тока содержит якорь 1 с обмоткой. На каждом добавочном полюсе размещена основная обмотка возбуждения добавочного полюса 2 и форсировочная обмотка 3, которая может быть, ибо закреп-. лена непосредственно на сердечнике добавочного полюса, либо охватывать сердечник / при этом закрепление может быть осушес твлено и главным полюс ом /. П о схе» ме форсировочная обмотка 3 подключена параллельно обмотке 2 добавочного полюса.

О6е обмотки включены согласно, т. е. их магнитные потоки складываются.

564691

Последовательно с обмоткой якоря 1 перед включенными параллельно обмотками

2 и 3 включена размещенная на главном полюсе компенсационная обмотка 4. Для ув(Й1ичени, эффекта форсирования обмотка

2 добавочного полюса может быть охвачена ферромагнитным шунтом.

Предложенная машина постоянного тока работает следующим образом.

При режиме работы машины, когда в 10 якорной цепи 1-4-2 протекает не изменяющийся по величине ток, она работает как обычная машина постоянного тока.

Бсли бы на практике такой режим существовал постоянно, то не было бы необходимости вносить в устройство электрической машины какие-либо технические решения, способствующие повышению ее коммутационной надежности. При работе реальной электрической машины практически всегда существует в большей или меньшей степени изменение нагрузки, а при определенных режимах работы эти изменения достигают значительных величин /толчкооб» разная нагрузка/, что оказывает существенное влияние на процесс коммутации в машине.5

То же самое происходит при питании элек1 рической машины QT выпрямительного устройства пульсирующим током. При толчкообразном режиме нагрузки или при питании пульсирующим. током машина работает в крайне тяжелом режиме, при котором значи-; тельно ухудшается коммутация, что, в свою очередь, для повышения надежности работы машины, вызывает необходимость в улучше нии коммутации.

При повышении нагрузочного момента на валу якоря 1 резко возрастает ток в якорной цепи, состоящей из обмотки якоря, компенсационной обмотки 4, обмотки добавочно. чо го полюса 2. Также возрастает ток в форсировочной обмотке 3. В атот момент в магнитэпроводе цена добавочных полюсов 4 возкиканот вихревые токи, которые образуют. кале, направленное по закону Ленца против 45 нала ока, обусловившего его появления, т,е. оказывающее демцфирующее действие на йоток добавочных полюсов.

В атом случае нарушается соотношение э.д.с. в коммутирующих витках обмоши 50 якоря, что и приводит к ухудшению коммутации.

Однако благодаря тому, что в предложен-: ной машине нос гоянного тока встроена форСяровочная обмотка 3, подключенная парал- 55 лельно и согласно с обмоткой 2 добавочного полюса описываемый процесс происходит иначе.

При образовании толчка нагрузки, а следовательно, и образовании пика тока в якор- 40 ной цепи, по обмотке 3, расположенной непосредственно вблизи якоря и обладающей значительно меньшим, чем обмотка 2, индуктивным сопротивлением, потечет "пиковый ток", обусловленный индуктивным падением напряжения на обмотке 3, что вызовет резкое возрастание магнитного потока добавочного полюса, воздействующего на реактивную э.д,с., обусловленную магнитным потоком коммутирующей секции.

В результате повышается коммутационная надежность машины, что, в свою очередь, позволяет поддерживать оптимальные параметры машины: скорость вращения, момент на валу, и как следствие - производительность механизма, приводимого этой машиной и тд.

Как только толчок нагрузки прекращается, снижается величина тока в якоре 1 и во всей якорной цепи /обмотки возбуждения 2, компенсационной обмотки 4/.

В это время снижается демпфирующее действие вихревых токов, уменьшается воздействие форсировочной обмотки 3.

Распределение гока якорной цепи по обмоткам добавочного полюса 2 и форсир вочной 3 в станционарных режимах определяется соотношением их активных сопротивлений, I

В переходных процессах или при пульса-, ции якорной цепи распределение тока по обмоткам 2 и 3 определяется разностью э.д,с., индуктируемых в ценах этих обмоток, что и обеспечивает нри определенном соотношении витков обмоток 2 и 3 необходимое форсирование возбуждения добавочных полюсов.

При соогветствующем выборе соотношения чисел витков обмоток 2 и 3 и их активных сопротивлений можно полностью скои( пенсировать вредные коммутационные последствия демпфирующего действия вихревых токов в магнитопроводе дополнительных полюсов во всех режимах работы машины постоянного тока. связанных с резким изменением во времени или пульсациеи тока якоря.

Ф ормула изобретения

Машина постоянного тока, содержащая добавочный полюс с обмоткой и форсировочную обмотку, размещенную на сердечнике добавочного полюса и подключенную параллельно обмотке до лвочного полюса, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения коммутационной надежности в режимах толчкообразных нагрузок и при питании пульсирующим током, форсировочная обмотка включена согласно обмотке добавочного полюса, а числа витков форсировочгде Wcp ся в с о отн оше ни и:

Составитель А. Трепутнева

Редактор Е. Братчикова Техред И, Асталош! о!»ректор я, Цапп

Подписное

Совета Министров СССР и открытий наб., д. 4/5

Филиал ПГ!!! Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ной обмотки и добавочного пошоса находят— !4, W(P

Заказ 2059/21 S Тираж 9i7 .

Ш!ИИИГ1! Государственного комитета по делам изобретений

113035» Москва, -35, Раушская

° - число Витков ф )1<. Sf -43сч" - !! обмотки;

- число витков обмогнн лобавочного псиоси и.