Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя последовательного возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii) 564984
Союз Советских
Соцмвпмстмчвскмх
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.04.72 (21) 1772979/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.07.77. Бюллетень ¹ 26 (51) М. Кл В 60L 15/08
Н 02Р 3/14
Н 02Р 5/16
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ва делам изооретвний н открытий (53) УДК 621.316.71 î.5 (088.8) Дата опубликования описания 05.08.77 (72) Авторы изобретения
А. Н. Гавчук, Л. 1О. Вейцман, Л. Г. Залесский и И. А. Иванов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛ И РОВАН ИЯ ВОЗБУ)КДЕН ИЯ
ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЪНОГО
ВОЗБУЖДЕНИЯ
Предложенное устройство относится к вентильному электроприводу постоянного тока и может быть использовано для управления тяговым электродвигателем последовательного возбуждения.
Известно устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя, содержащее главный тиристор, включенный последовательно с обмоткой возбуждения и обмоткой якоря, контур коммутации, подключенный параллельно главному тиристору, тормозной резистор и контакторы для переключения из режима резистивного торможения в режим рекуперативного торможения. Обмотка возбуждения шунтирована последовательной цепью из резистора и дросселя, а контур коммутации состоит из конденсатора, встречнопараллельно соединенных коммутирующих тиристоров и вспомогательного тиристора.
Недостатком известного устройства является ограниченный диапазон регулирования на высоких частотах управления, применение которых вызвано требованием уменьшения влияния на линии связи и СЦБ, а также необходимостью снижения пульсационных потерь в тяговых двигателях за счет уменьшения переменной составляющей тока машин.
Целью изобретения является расширение диапазона регулирования.
Цель достигается тем, что обшая точка обмоток возбуждения и якоря соединена с общей точкой вспомогательного и коммутирующих тиристоров.
На чертеже приведена принципиальная схема предложенного устройства.
Устройство содержит обмотку последовательного возбуждения 1, главный тиристор 2, вспомогательный тиристор 3, коммутирующие
10 тиристоры 4 и 5, коммутирующий конденсатор 6, дроссель 7, резистор 8, контакторы 9 и
10, тормозной резистор 11, обмотку якоря 12, токоприемник 13.
Последовательно с обмоткой возбуждения
15 1 подсоединен главный тиристор 2, параллельно которому присоединена цепь, состоящая из двух встречно-параллельных включенных коммутирующих тиристоров 4 и 5, коммутирующего конденсатора 6 и вспомогательно20 го тиристора 3. Параллельно обмотке возбуждения 1 подключена последовательная цепь из дросселя 7 и резистора 8. Общая точка обмоток возбуждения 1 и якоря 12 соединена с общей точкой вспомогательного тиристора 3
25 и коммутирующих тиристоров 4 и 5. Параллельно цепи из обмотки якоря 12, обмотки возбуждения 1 и главного тиристора 2 подключен через контактор 10 тормозной резистор 11. Катод главного тиристора 2 через
30 контактор 9 соединен с токоприемником 13.
564984
Составитель Г. Гомола
Редактор Н, Коган
Техред 3. Тараненко
Корректор E. Хмелева
Заказ 1670/6 Изд. № 629 Тираж 907 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
В режиме торможения устройство работает следующим образом.
При включении тиристоров 2 и 4 коммутирующий конденсатор 6, заряженный в предыдущем цикле с полярностью, показанной на чертеже, разряжается по цепи тиристоров 2, 3 и 4, и тиристор 3 закрывается. При этом ток обмотки якоря 12 переключается с тиристора
3 на тиристор 2, а конденсатор 6 заряжается током, равным разнице тока якоря и обмотки возбуждения, через тиристоры 4 и 2 полярностью, противоположной указанной на чертеже. В процессе заряда конденсатора 6 начинается нарастание тока в обмотке возбуждения и перетекание тока заряда в резистор
8. Сопротивление резистора 8 выбирается примерно в 10 раз большим сопротивления обмотки возбуждения. Такое соотношение сопротивлений обеспечивает приемлемые рабочие напряжения на регуляторе и достаточно большой коэффициент регулирования возбуждения. После зарядки конденсатора 6 тиристор 4 закрывается. Дроссель 7 способствует добавочному перезаряду коммутирующего конденсатора. Для запирания тиристора 2 включаются тиристоры 3 и 5. Конденсатор 6 разряжается по цепи тиристоров 5, 3 и 2 и закрывает тиристор 2. Ток обмотки 12 якоря переходит на тиристор 3, а ток обмотки возбуждения 1 замыкается по цепи конденсатор
6, тиристор 5. При этом конденсатор 6 заряжается с полярностью, указанной на чертеже. После заряда конденсатора 6 ток обмотки возбуждения 1 замыкается через резистор
8, Введение в этот контур значительного активного сопротивления позволяет существенно ускорить процесс спадания тока возбуждения, уменьшить его среднее значение, а зна5 чит при повышенной частоте управления расширить регулирование. Импульсы управления поступают на тиристоры 2, 5 и 3, 4 с постоянной частотой, но со сдвигом по фазе между ними.
10 При работе устройства в режиме тяги изменяется логика управления и реверсируется регулятор совместно с обмоткой возбуждения
1 и якоря 12, 15
Формула изобретения
Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя последовательного возбуждения, содержащее главный тиристор, включенный последовательно с обмот20 кой возбуждения, шунтированной последовательной цепью из резистора и дросселя, и обмоткой якоря, контур коммутации, состоящий из последовательно включенных конденсатора, встречно-параллельно соединенных комму25 тирующих тиристоров и вспомогательного тиристора и подключенный параллельно главному тиристору, а также тормозной резистор и контакторы для переключения из режима резистивного в режим рекуперативного тормо30 жения, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, общая точка обмоток возбуждения и якоря соединена с общей точкой вспомогательных и коммутирующих тиристоров.