Указатель изменения направления движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

i" 564986 (Союз Советскввх Социалмстическвох

Респубпин

Оп ИСАНИЕ

КЗОБРЕТЕ H NSl

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 22.12.75 (21) 2301877/11 ""(51) М. 1хл. В 60Q 1738 " гфрфр с пр исоединением заявки ¹â€”

,осударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытиР (23) Приоритет—

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 22.08.77 (53) УДК 629.113.066.018 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. В. Миронов и В. С. Кольченко

Волжское объединение по производству легковых автомобилей (71) Заявитель (54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, в частности к указателям изменения направления движения транспортного средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп, и может быть использовано на автомобилях с прицепом или без прицепа.

Известны несколько типов схем указателей направления движения транспортного средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп.

В одном из известных указателей, содержащих задатчик циклов с коммутирующим элементом, соединенным последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, индикаторную лампу и измерительную цепь, выполненную на токовом реле и гасящем резисторе 11). Индикация неисправности ламп в этом указателе основана на измерении величины тока, протекающего через сигнальные лампы в момент подключения их к источнгоку питания. При этом часть напряжения, подводимого к цепи сигнальных ламп, падает в измерительной цепи, т. е. токовом реле, гасящем сопротивлении. Без надобности расходуется значительная энергия, особенно в случае гасящего сопротивления.

Надежность такого устройства низка.

Известен указатель, содержащий задатчик циклов с коммутирующим элементом, параллельно с которым соединена измерительная цепь, включающая в себя резистор и конденсатор,,пороговый элемент и индикаторную лампу (2). В этом устройстве измерение длится не всю бестоковую паузу, а только ее начальную часть. Для получения необходимой разности напряжений на входе порогового устройства при наличии и отсутствии неисправности величина сопротивлений резисторов

)Q в измерительной цепи должна быть также соизмеримой с величиной сопротивления ламп (единицы Ома), и, следовательно, для получения импульса достаточной длительности на входе порогового устройства требуется конден,г5 сатор в измерительной цепи большой емкости, рассчитанный на большой импульсный ток.

Кроме того, надежность работы устройства в широком диапазоне температур (что особенно важно для устройств, используемых на автомобиле) низка из-за отсутствия температурной коррекции порогового устройства.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчнк циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, пороговый эле мент, измерительный резистор, включенный

Зр между источником питания и одним из вхо564986 дов !юрогового элемента, индикаторную лампу и диод f3).

В этом устройстве сопротивление cfrffBльltbtõ ламп измеряется в течение всей бестокоВой паузы. Коммутация сигнальных ламп осуществляется контактами реле, включенного в коллекторпую цепь мощного транзистора задатчика циклов, выполненного па трапзистоðàõ.

Измерительный резистор включен параллельно коммутирующим контактам реле. Пороговым .элементом, реагирующим па величину напряжен!!я па cèãflBëbftbt < лампBх в бестоковую паузу, является транзистор. Делитель па резисторах, выход которого подключ ll к эмиттеру этого транзистора, устраняет злпяппе изменения питающего напряжения па то гиость работы устройства. Частота работы задатчпка циклов определяется величипамп сопротивлений резисторов делителя задатчика, а также состоянием транзистора порогового элемента в бестоковую паузу. Если сигнальные лампы исправны транзистор порогового элемента в бестоковую п3узу закрыт п порог вкл!очепия транзистора з!!датчика будет определяться его делителем. В случае неисправности одной из ламп транзистор,порогового элемента Открыт,,величина IIB»parnell!I!I иа одном из резисторов делителя возрастает, а длите tbttocxb бестоковой паузы уменьшается.

Таким образом, частота работы задатчпка циклов зависит от состояпия спгпа lbftblx ламп.

При появлении неисправности частота возрастает. При размыка ип контактов переключателя направления схема приходит в пс:<одпое состояние, прп котором транзисторы задатчика циклов закрыты, 3 транзистор порогового элемента открыт.

Для получения достаточного папряже!и!я па входе порогового элемента при наличии неисправности в течение всей бестоковой паузы необходимо в бестокову10 паузу пропускать через сигнальные лампы и измерительпьш резистор значительные по величине тока, что приводит и рассеиванию большой величины мощности па резисторе, а следовательно, п и нагреву всего прибора, что может сказыВаться па пороге срабатывания транзистора порогового элемента, зависящего от окружающей температуры. Но так как напряжение 113 сигнальных лампах в бестоковую паузу меняется по экспоненцпальиому закону и измерение величины этого напряжения ведется на пологом участке экспонспты, то даже небольшие изменения в пороге срабатывания рацзпстора приводят к существенному измепсишо .времени его включения, Цель изобретения — повышение надежности работы указателя в широком температурном диапазоне окружа1о!цей среды.

Поставленная пель достигается тем, что указатель снабжен одповибратором, эчеме:Iтом «ИЛИ» и ппвертором, вход которого подкл!очеп I< точке соедппепия коммутцру!о!цего элемента и переключателя направления, а выход — к другому входу порогового элемента, выход которого соединен со входом одиовибратора, выходом соединенного с одним из входов элемента «ИЛИ», другой вход которого подклlочеп к вь!ходу задат 1ика циклов, 3 выход — к индикаторной лампе. Диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и параллельно с коммутируюf0 щим элементом, а третий вход порогового элемепта соединен с источником питания через дополнительный коммутирующий элемент.

На фиг. 1 изображена блок-схема указате ч11; ца фпг. 2 — — принципиальная схем B; lt3

15 фиг. 3 показана форма напряжения иа сигнальных лампах в бестоковуlo паузу а — ItpII пеисправных и б — прп исправпь!х лампах.

Указатель изменения направления движения трапспортпого средства включает в себя спгпальпые лампы 1, размещенные lit 1 кузове транспортного средства и соед1шеипые с ист О 1 п и ко ъ! t t t f T B I l II SI (I I B <1) и Г. и е It of< 3 3 I I I ) чеРез переключатель 2 направления и коммутирующий элемент с коптактом и 3 задатчика циклов 4. 1(точке соединения переключателя 2 и коммутирующего элемента входом подсоединен ипвертор 5, à параллельно коммутпру!ощему элементу включена цепь, состоящая пз «оследовательпо соединенных измерительного

30 резистора 6 и диода 7.

Указатель содержит также пороговый элемепт 8, одп<и из входов которого соединен с выходом ицвертора 5, другой подсоединен к точке между измерптелы1ым резистором 6 и

35 диодом 7, а третий через допол!штельпый коммутирующий элемент 9 соединен с источником питания.

Выход порогового элемента соединен с одповибратором 1О, который, II cttoto очередь, 40 подключен к одному пз входов элемепта

«II. 111» 11, к другому .входу которого подключен задатчик циклов 4. Между выходом элемента «И.11И» 11 и общим проводом источника литания включена индикаторная лампа 12, 45 размещенная па пульте управления трапспортного средства.

В исходном состоянии контакты перекл.очатсля 2 п контакты 3 коммутиру!Оп!его элемента задатчпка циклов 4 разомкнуты.

Сигналы ца входах элемента «И, 1И» 11 отсутствуют и индикаторная лампа 12 Ili горит. Прп замыкании контактов переключателя 2 задатчик циклов 4 с определеппой часто, той замыкает и размыкает свои контакты 3.

Прп замыкании контактов 3 загора!отся сигиальпые лампы 1 указателя, одновременно загорается индикаторная лампа 12 Вод действием сигнала, поданного па вход элемента

60 «ИЛИ» ll с выхода задатчика циклов 4. В течение токовой паузы (контакт!! 3 замкнут!!) нивертор 5 удерживает пороговьгй э.чемепт 8 в нерабочем состоянии.

При размыка.иии контактов 3 (бестоковая

55 пауза) выключение иивертора 5 происходит

564986

33 раньше, чем включение порогового элемента 8.

При этом напряжение на сигнальных лампах 1 скачком уменьшается до величины, определяемой соотношением значений сопротивлений элементов 6 и 7 и разогретых нитей ламп 1, а затем убывает но экспоненциальному закону по мере их остывания, как показано на фиг. 3. Величина максимального значения напряжения в момент после размыкания контактов 3 на сигнальных лампах 1 зависит от их числа. Если все лампы 1 исправны, то величина экспоненциального напряжения на них после размыкания контактов 3 элемента

8 (см. фиг. За) ниже порога срабатывания, и индикаторная лампа 12 загорается и гаснет синхронно и синфазно с лампами 1. Если одна из ламп 1 неисправна, велччины этого напряжения достаточно для включения порогового элемента 8, который остается во вклк ченпом состоянии на время частичного остывания нитей исправных ламп.

Импульс с выхода элемента 8 передним фронтом запускает одновибратор 10, который формирует импульс .длительностью, большей длительности бестоковой паузы. На время действия импульса с выхода одновчбратора !

О элемент «ИЛИ» 1 подключает индикаторную лампу 12 к источнику питания.

Таким образом, при неисправной одной из ламп 1 указателя индикаторная лампа 12 "орит постоянно, однозначно оповещая водителя о неисправности. Причем, в токовую паузу лампа 12 горит под действием сигнала, поданного на элемент «ИЛИ» 11 с задатчика циклов 4, а в бестоковую — с одповибратора 10.

При увеличении числа сигнальных ламп (в случае автомобиля с прицепом) порог срабатывания элемента 8 уменьшается за счет размыкания контактов коммутирующего элемента 9.

С изменением температуры окружающей среды величина напряжения, при которой срабатывает пороговый элемент 8, меняется, и одновременно изменяется прямое падение напряжения на диоде 7, которое является «пьедесталом» для экспоненциального напряжения, снимаемого "ламп 1 на вход порогового элемента 8. Следовательно, срабатывание устройства происходит при одном и том же значении экспоненциального напряжения, которое «опускается» или «поднимается» на «пьедестале» одновременно с увеличением или уменьшением порога срабатывания порогового элемента 8 под действием температуры.

На принципиальной схеме устройства (см, фиг. 2) выход инвертора 5 зашунатирован емкостью 13, которая препятствует появленгио ложного импульса на выходе порогового элемента 8 при исправных лампах, нз-за конечного времени размыкания коммутирующ го элемента задатчика циклов 4.

Устройство надежно и точно раоотает в широком температурном диапазоне. Схема устойчива для работы как на транспортпо.| средстве с прицепом, так и без него.

И, кроме того, устройство удобно в эксплуатации, так как при неисправности одной из cnt HBJlbHt tx ламп индикаторная лампа 12 гори т постоя н и о.

Формул а изобретения

1. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последователы|о с переключателем направления и сигнальными лампамч, пороговый элемент, измерительный резистор, включенный между источником питания и одним из входов порогового элемента, индикаторную лампу и диод, отлич ающийс я тем, что, с целью повышения надежности работы указателя в широком температурном диапазоне окружающей среды, on снабжен одновибратором, элементом «ИЛИ» и инвертором, вход которого подключен к точке соединения коммутирующего элемента .»tepetлючателя направления, а выход к другому входу порогового элемента, выход которого соединен со .входом одновибратора, выходо» соединенного с одним пз входов элемента «ИЛИ», другой вход которого подключен к выходу задатчика циклов, а выход — к индикаторной лампе, причем диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и параллельно с коммутирующим элементом.

Указатель по и. 1, отличающийся тем, что третпй вход порогового элемента соединен с источником питан:tst через дополнительный коммутирующий элемент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Патент Великобритании М 13335803, кл.

G 4Q, 1973.

2. Патент Великобритании X 1353685, кл.

G 4g, 1973.

3, Патент Великобритании ¹ 1340793, кл.

G 4Q. 1973.

564986

1 ь л, л (O. b (1

Пирог сра Ы л

/ю /г/,Ф

/7ориг ср ЬигаМ enpvprn (Рцг 3

Составитель Л. Цобан

Тскрсд 3. Тараненко

Редактор Э. Шнбаева

Ixoppc!(rop И. Позняковсна«

МОТ, Загорский филиал

З«каа 5256 Иаq, Р;о 579 Тпрагк 907 Подписное

Ц11ИИПИ Государственного когиитета Совета М(п(пстров СССР по клан иаобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскап наб., д. 4/5