Нейтрализатор отработавших газов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(!!) 565168
ОЙ ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ йоаэ Советских
Социалистических
Реслублии (б1) До полнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.01.76 (21) 2317958/06 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Приоритет
Совета Министров СССР ло делам изобретений Опубликовано 15.07.77. Бюллетень № 26 (51) М. Кл 2 F 01N 3/15 (53) УДК 621.43.068.4 (088.8) и открытий
Дата опубликования о!писания 23.08.77 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
С. А. Белый, О. И. Жегалин, B. А. Куцевалов и Б. Л. Немец
Научно-исследовательская и конструкторско-технологическая лаборатория токсичности двигателей (54) НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для нейтрализации отработанных газов двигателей внутреннего сгорания.
Известны нейтрализаторы отработанных газов, содержащие корпус с входным и выходным патрубками, между которыми расположен реактор, образованный набором каталитически активных пластин с размещенным между последними мелкодисперсным каталитическим наполнителем (1). Однако в таких нейтрализаторах не удается осуществить катализ в псевдоожиженном слое мелкодисперсного наполнителя из-за неравномерного аэродинамического сопротивления отдельных участков слоя наполнителя, вызывающего перераспределение массы последнего в каждом слое, что приводит к снижению эффективности очистки.
Целью изобретения является повышение эффективности очистки газов путем обеспечения катализа в псевдоожиженном слое. Это достигается тем, что корпус предлагаемого нейтрализатора выполнен торообразным, а патрубки расположены тангенциально.
Между пластинами дополнительно размещен мелкодисперсный окисел щелочноземельного металла, например кальция, а во входном патрубке установлена водяная форсунка, механизм управления которой сблокирован с датчиком запуска двигателя.
На фиг. 1 показан описываемый нейтрализатор, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг.2.
Нейтрализатор содержит торообразный корпус 1, входной 2 и, выходной 3 патрубки и ,реактор 4, в котором размещены каталитически активные пластины 5 и наполнитель б. В
10 корпусе установлены дефлекторы 7, а во входном патрубке 2 — форсунка 8, механизм управления 9 которой сблокирован с датчи«о» запуска двигателя (на чертеже не показан).
15 Нейтрализатор работает следующим образом.
При поступлении отработанных газов через входной патрубок 2 в реактор 4 газы закручиваются за счет тангенциального входа и де20 флектора 7 и совершают спиральное перемещение через активную зону реактора. Вращательно-поступательное перемещение газов заставляет наполнитель б совершать вращательное движение в псевдоожиженном состо25 янин. Для улучшения очистки в наполнитель б добавляют окисел щелочноземсльного металла, что способствует выделению теплоты при осушении отработанных газов и повышению активности как наполнптеля б, так и
3Q каталит!тческнх пластин 5. При этом преду565108
3 смотрена подача воды во входной патрубок
2 через форсунку 8 во время запуска двигателя, т. е. для поднятия температуры в реак 1 оре 4 в пусковой период. Для этого механизм управления 9 форсунки 8 сблокирован с датчиком запуска двигателя, например стартером, Такое выполнение нейтрализатора позволяет повысить эффективность очистки газов.
Формула изобретения
1. Нейтрализатор отработанных газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, между которыми расположен реактор, образованный набором перфорированных каталитически активных пластин с размещенным между последними мелкодисперсным катали4 тическим наполнителем, о т л и ч а в шийся тем, что, с. целью повышения эффективности путем обеспечения катализа в псевдоожиженном слое, корпус выполнен торообразным, а патрубки расположены тангенциально.
2, Нейтрализатор по п, 1, от,л ич а ю щи йся тем, что между пластинами дополнительно размещен мелкодисперсный окисел щелочноземельного металла, например кальция.
3. Нейтрализатор по пп. 1 и 2, отлич а ющ и и ся тем, что во входном патрубке установлена водяная форсунка, механизм управления которой сблокирован с датчиком запуска двигателя.
15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3754870, кл. 23-288, 1973.