Шпоночное соединение оренбойма б.д.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(11) 565129

/...

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.01.76 (21) 2312622/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 12.09.77 (51) М. Кл. F 168 3/00

Государственный комитет

Совета Мини:тров СССР по делам изоЬретений н открытий (53) УДК 621.882.53 (088.8) (72) Автор изобретения

Б. Д. Оренбойм (71) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ Б. Д, ОРЕНБОЙМА

Изобретение относится к области общего машиностроения.

Известно шпоночное соединение, содержащее шпонку прямоугольного профиля с цилиндрическим хвостовиком, установленным в отверстии ступицы (1).

Однако такая конструкция применяется только в тех случаях, когда требуется фиксация углового положения перемещаемой детали на валу при небольших нагрузках или при отсутствии нагрузок, Известно шпоночное соединение, содержащее квадратную шпонку с хвостовиком для фиксирования деталей от осевого перемещения, причем на хвостовике установлены полый винт и гайка (2j.

Это шпоночное соединение наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком такого соединения является то, что оно не обеспечивает надежного крепления при передаче больших нагрузок, так как фиксация детали от осевого перемещения осуществляется только силой трения, создаваемой при соприкосновении торца шпонки со шпоночным пазом, а от проворота — боковыми гранями шпонки, которые вставляются в шпоночный паз с определенным зазором. Кроме того, между цилиндрическим хвостовиком шпонки и полым винтом имеется зазор, что приводит к разбалтыванию соединения, особенно при передаче больших знакопеременных нагрузок.

Целью изобретения является повышение

5 надежности фиксации от осевого смещения и проворота при динамических нагрузках путем исключения зазора между шпонкой и соединяемыми деталями.

Для этого в предлагаемом соединении

10 шпонка выполнена в виде правильной четырехугольной усеченной пирамиды с конусным хвостовиком, а поперечное сечение паза имеет трапециевидную форму.

На фиг. 1 изображено предлагаемое шпо15 ночное соединение; на фиг. 2 — разрез по

А — А на фиг. 1.

Шпонка выполнена в виде правильной четырехугольной усеченной пирамиды 1 с конусным хвостовиком 2. Шпонка через отверстие

20 во втулке 3 устанавливается в паз 4 вала 5, имеющий трапециевидную форму. После этого в резьбовое отверстие втулки завинчивается полый винт б, конусная поверхность отверстия которого вдавливает шпонку в шпоноч25 ный паз вала 5.

Благодаря тому, что шпонка выполнена из материала более твердого, чем остальные детали соединения, она вдавливается при затяжке в шпоночный паз и в полый винт, на30 дежно стопорит соединение от осевого пере565129

А-A Риг. л

Юаг,1

Составитель Г. Абрамова

Редактор Л. Василькова Техред 3. Тараненко

Корректор E. Жаворонкова

Заказ 2423/10 Изд. № 605 Тираж 1154 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 мещения и от проворота и предохраняет полый винт от самоотвинчивания.

Соединение отличается простотой, технологичностью изготовления и надежной работой.

После износа двух граней шпонка поворачивается на 90, и в работу вступают две другие ее грани, Формула изобретения

Шпоночное соединение, содержащее шпонку, перемещающуюся в пазу детали и имеющую хвостовик, с установленным на нем полым винтом и гайкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации от осевого смещения и проворота при динамических нагрузках путем исключения зазора между шпонкой и соединяемыми деталями, шпонка выполнена в виде правильной

5 четырехугольной усеченной пирамиды с конусным хвостовиком, а поперечное сечение паза имеет трапециевидную форму.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

10 1. Орлов П. Н. «Основы конструирования», М., «Машиностроение», 1972, с. 227, рис.

267 б, д.

2. Авторское свидетельство № 238960, кл.

F 16B 3/00, 1968.