Листовой комбинированный антифрикционный материал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

««ц 565 I 32

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕМ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соци&листимеских

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04,04.75 (21) 2133982/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень № 26 (51) M. Кл F 16С 33/18

Государствеииый комите

Совета Мииистров СССР оо делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) Дата опубликования описания 23.08.77 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Г. С. Вердиньш, Л. М. Либерман и К. А. Роценс

Ордена Трудового Красного Знамени институт химии древесины

АН Латвийской ССР (54) ЛИСТОВОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ

МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в QIIopax скольжения, работающих в условиях запыленности, например в сельскохозяйственных и строительных машинах, подъемнотранспортных устройствах и оборудовании горно-добывающей промышленности.

Известен антифрикционный материал, выполненный в виде листа, в котором рабочий слой из антифрикционного полимерного состава посредством адгезионной прослойки прикреплен к жесткой подложке, например, из стали (1).

Однако известный материал с полимерным рабочим слоем чувствителен к абразивным загрязнениям, не обладает запасом жидкой смазки, в силу чего эксплуатируется, как правило, в режиме сухого трения и имеет в этих условиях сравнительно высокий коэффициент трения и низкую износостойкость.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является подшипник, содержащий основу, например, в виде металлической ленты, в которой выполнены каналы для смазки, и рабочий слой из древесины, прикрепленный к основе посредством адгезионной прослойки (2).

Выполнения каналов для смазки рабочего слоя подшипника в основе недостаточно для эффективного подвода смазки в зону трения и влечет за собой невысокую износостойкость рабочего слоя подшипника.

Целью изобретения является повышение

5 износостойкости за счет улучшения условий смазывания.

Для этого в предлагаемом материале на поверхности рабочего слоя, обрашенной к основе, выполнены углубления, сообщающиеся с

10 каналами для смазки.

На чертеже изображен предлагаемый листовой антифрикционный материал, разрез.

Листовой антифрикционный материал состоит из рабочего слоя 1, например из древе15 сины, прикрепленного к основе в виде металлической ленты 2 посредством адгезионной прослойки 3. В металлической ленте 2 выполнены каналы а для смазки, например, в виде перфорации, а на поверхности рабочего слоя

20 1, обращенной к основе, выполнены углубления 4, сообщающиеся с каналами а для смазки.

Изготавливается антифрикционный материал следующим образом. Металлическая лента

25 2 перфорируется, причем каналы а располагаются в ней в определенном порядке, например рядами, после этого лента 2 обезжиривается и с одной стороны покрывается адгезионной прослойко" 3. На торце березового брус30 ка влажностью 3 —:6%, модифицированного йймиаком, выполняются углубления в виде отдельных лунок или сплошных канавок; совпадающие е отверстиями в основе. После это= го от бруска отрезается рабочий слой 1 в виде пластины требуемой толщины (1 —:3 мм), На рабочий слой 1 из древесины наносятся два слоя адгезионной прослойки 3, затем он накладывается на металлическую ленту 2 так, чтобы углубления 4 в древесине совпадали с каналами а в ленте 2, и в таком виде помещается в пресс с подогреваемыми плитами до полной полимеризации адгезионной прослойки.

В завершение процесса материал помещается в нагретое масло, в результате чего в рабочем слое создается запас смазки, способствующий созданию смазочной пленки на поверхности трения в начале приработки.

Плоские детали, например упорные кольца, изготавливаются из листового материала путем вырубки. Детали трубчатой формы, например подшипниковые вкладыши, — путем гибки с последующей калибровкой в штампе.

Углубления 4 способствуют равномерному распределению смазки по рабочему слою 1 и созданию запасов ее. В качестве тонкого антифрикционного слоя используется недефицитная древесина быстрорастущих листовых пород, например березы. Для обеспечения повышенной износостойкости при абразивных загрязнениях и оптимальных условий поступления смазки в зону фрикционного контакта волокна расположены перпендикулярно рабочей йоверхностй. Микропорйстость древесииь1 способствует также фильтрованию смазки предотвращая попадание абразивных загряз-. нений из смазки в зону трения. Модификацйй

5 аммиаком придает древесине повышеннук1 де* формативность. Использование антифрикционного материала обеспечивает улучшение условий поступления смазки в зону контакта, обуславливая тем самым повышенную изно10 сос бойкость и более высокую работоспособность в связи с меньшими потерями на трение, 15 Формула изобретения

Листовой комбинированный антифрикционный материал, состоящий из основы, например, металлической ленты, в которой выпол20 иены каналы для смазки рабочего слоя из антифрикционного материала, например древесины, и адгезионной прослойки между ними, отлич а ющийс я тем, что, с целью повышения износостойкости за счет улучше25 ния условий смазывания, на поверхности рабочего слоя, обращенной к основе, выполнены углубления, сообщающиеся с каналами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

30 1. Патент Великобритании № 998238, кл.

F 2А, 1965.

2. Авторское свидетельство № 261835, кл.

F 16С 33/18, 1968.

Составитель И. Крылова

Редактор Л. Василькова Техред 3. Тараненко

Корректор Е. Жаворонкова

Заказ 1836/7 Изд. № 605 Тираж 1154 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2