Беспазовый статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И С ИЕ
ИЗОБРЕТЕИ ИЯ (ii) 565349
Со.оз Советских
Социалистических
Реслублин
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09,03.73 (21) 1890676/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15,07.77. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 24.08.77 (51) И. Кл.- Н 02К 3/46
Государственный комитет
Couera Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.3.045,8 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Анемподистов, Я. Б. Данилевич и А. С. Шапиро (71) Заявитель (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к мощным турбогенераторам с непосредственным охлаждением.
Известны статоры электрических машин со стержневой обмоткой, расположенной в пазах ферромагнитного сердечника (1). Однако эти статоры характеризуются повышенными потерями в сердечнике и индуктивностями рассеяния, обусловленными высокими значениями магнитной индукции в зубцах. Известен также беспазовый статор электрической машины, содержащий цилиндрический элемент, несущий стержневую обмотку, закрепленный к магнитопроводу посредством выступов (2). Размещение обмотки в пределах воздушного зазора существенно ограничивает упомянутые отрицательные явления, однако изготовление изоляционного цилиндрического элемента, содержащего все стержни обмотки, обусловливает значительные технологические трудности. Кроме того, сборка указанного цилиндрического элемента с сердечником можст быть осуществлена лишь путем его вдвигания в расточку сердечника в аксиальном направлении, что исключает возможность применения обмотки с отогнутыми лобовыми частями.
Описываемый статор отличается тем, что в нем, с целью упрощения монтажа, цилиндрический элемент выполнен составным вдоль окружности из имеющих в поперечном сечении форму трапеции блоков, в боковых сторонах которых выполнены поперечные и продольные пазы с соответственно размещенными в ш1х радиальными и аксиальными клиньями, причем количество блоков соответствует количеству стержней.
На фиг. 1 показан описываемый статор; на фиг. 2 — вид по стрелке А; на фиг. 3 — разрезыпо Б — Би  — Вна фиг.2.
10 Стержни 1 и 2 нижнего и верхнего слоев обмотки представляют собой набор элементарных проводников, уложенных в несколько слоев по высоте и ширине стержня. Блок 3 в поперечном сечении имеет форму трапеции, раз15 меры которой соответствуют зубцовому делению статора на диаметре расположения слоя обмотки. Блок содержит один стерзкснь обмотки, размещенный внутри изоляционного матсриала, например отвер>кдснной компаундной
20 массы типа эпоксидных смол, и имеет выступы
4 для установки в выемке 5 расточки сердечника статора. По бокам блока име)отся пазы для изоляционных радиальных кл|шьев 6. Также из изоляционного материала выполнены
25 аксиальные клинья 7, установленные в продольных пазах 8.
В случае применения двуслойной обмотки на поверхностях блоков предусматриваются выемки 9 для сочленения с блоками второго
30 слоя.
Блоки, установленные в расточке сердечника, закреплены от тангенциального смещенич с помощью выступов, а от взаимного перемещения в аксиальном направлении -- радиальными клиньями, выпадание которых, в свою очередь, предотвращено путем постановки аксиальных клиньев. После постановки клиньев система блоков представляет собой единое жесткое кольцо.
В описываемом статоре упрощен монтаж и демонтаж обмотки, причем при ремонтных работах представляется возможным заменять только блоки с поврежденными стержнями.
Конструкция позволяет применять стержни обмотки как с прямолинейными, так и с отогнутыми лобовыми частями.
Формула изобретения
Беспазовый статор электрической машины, содержащий цилиндрический элемент, несу565349
4 щий стержневую обмотку, закрепленный к магнитопроводу посредством выступов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения монтажа, цилиндрический элемент выполнен составным вдоль окружности из имеющих в поперечном сечении форму трапеции блоков, в боковых сторонах которых выполнены поперечные и продольные пазы с соответственно размещенными в них радиальными и аксиальными клиньями, причем количество блоков соответствует количеству стержней.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Видеман Е, и Келленберге В, Конструкция электрических машин. 1972, с. 184 191.
2. Патент Великобритании № 837546, кл.
35 а, 1960.
565349 в-в
Фиг.,З
Я Фиг. 1
ВидЯ
Фиг. 2
Составитель Н. Сухоярская
Техред 3. Тараненко Корректор И. Позняковская
Редактор Л. Тюрина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1844/5 Изд. № 624 Тираж 917 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5