Токоподвод ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6 ЙВИО1бна а

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

011 565352

Созз Сове них

Социалистических

Ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.05.72 (21) 1790343/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 24.08.77 (51) М. Кл Н 02К 7/20

Государственный комитет

Совета 1иинистров СССР (53) > ДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретений и отнрытий (72) Авторы изобретения

Н. И. Богданов, В. С. Витченко, Г. К. Смирнов и В. Г. Шала в (71) Заявитель (54) ТОКОПОДВОД РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАИ1ИИЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с контактными кольцами и стержнем токоподвода, расположенным в осевом отверстии ротора.

Известны турбогенераторы, в которых охла>кдающий агент подводится к теплонапряженным узлам машины с помощью заборников, а затем передается к различным элементам по соединительным трубкам. Однако в этих машинах хладагент не подходит к токоподводящим узлам, в связи с чем последние имеют значительный перегрев. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является токоподвод ротора электрической машины, содержащий контактные кольца и токоведущие стержни, размещенные в осевом отверстии ротора, перпендикулярно к которым установлены сопряженные с ними токоведущие болты. Этот токоподвод ротора характеризуется низкой токонесущей способностью болтового соединения, соответствующей по допускаемой плотности тока неохла>кдаемым токоведущим частям электрических машин.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения токоподвода, что обеспечит повышение токонесущей способности болтового соединения. В описываемом токоподводе это достигается тем, что он снабжен воздухозаборниками, токоведущие болты выполнены с осевыми каналами и расположены диаметрально, причем упомянутые каналы и воздухозаборники выполнены сообщающимися.

На фиг. 1 показан описываемый токоподвод, продольный раз, >ез; На фпг. 2 — то >ке, речный разрез.

Токоведущис болты 1 располо>кены соосно10 диаметрально в отверстиях ротора 2 и персдают ток от контактных колец 3 к стержню 4 токоподвода при помощи гибких шин 5, фиксируемых на болтах 1 винтами 6. Гибкие ншны

5 и болты 1 изолированы от тела ротора 2 при

15 помощи изолирующих вставок 7. Монолитность токоведущсго узла при вращении машины достигается при помощи скоб 8, расположенных по оси болтов 1 и закрепленных на наружной поверхности ротора 2 посредством

20 крепежных болтов 9. Охлаждение токоведущих болтов 1 осуществляется в результате протекания охлаждающего газа по сквозным каналам 10, выполненным по продольной оси болтов 1 и винтов 6. Сообщение между кана25 лами 10 болтов 1 осуществляется, путем размещения в изолирующей прокладке 11 изоляционной трубки 12 с внутренним диаметром, равным диаметру канала 10.

Для захвата газа и его направления. в бол30 ты 1 каждая скоба 8 снабжена заборникамп

13 и 14, закрепленными посредством резьбового наконечника 15. Для создания тока охлаждающего газа в болтах 1 входы заборников 13 и 14 направлены навстречу один другому.

При вращении ротора 2 в направлении, например, по часовой стрелке, охлаждающий газ, за счет действия набегающего потока, входит в заборник 13, проходит по каналу 10 в болтах 1, отводя от них тепло, и выходит через заборник 14 вследствие разрежения в этой зоне, повышая тем самым токонесущую способность болтов 1.

865352

Формула изобретений

Токоподвод ротора электрической машинЫ, содержащий контактные кольца и токоведущие стержни, размещенные в осевом отверстии ротора, перпендикулярно к которым установлены сопряженные с ними токоведущие болты, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, он

10 снабжен воздухозаборниками, указанные болты выполнены с осевыми каналами и расположены диаметрально, причем упомянутые каналы и воздухозаборники выполнены сообщающимися. иг

565352 фиг 2

Составитель С. Бражник

Техред 3. Тараненко Корректор И. Позипковская

Редактор Л. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1844/8 Изд. № 624 Тираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5