Система охлаждения силовой установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 и

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистицеских

Республик (11> т(ъИ )() (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.05.72 (21) 1785006/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

F 01 Р 3/20

Государственный комитет

Совета еенннстров СССР оо делам изобретений и открытий (43) Оиубпиконатто 25.07.77. Б оллетень ЛЪ27 (53) УДК

621.43-71 (088.81 (45) Дата опубликования описания 04.11.77 (72) Авторы изобретении

Л. И. Минц, К. Я. Норкин и И. E. Линецкий (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области машино строения, а именно к системам охлаждения силовых установок, преимущественно транспортных (тракторных или комбайновых дизелей с водяным охлаждением и охлаждаемым пусковым двигателем) .

Известны силовые установки, в которых система охлаждения пускового двигателя объединена с системой охлаждения дизеля и пусковой двигатель охлаждается путем термосифонной циркуляции

При этом полость охлаждения пускового двигателя связана при помощи патрубков подвода и выпуска охлаждающей жидкости соответственно с рубашкой блока цилиндров основного двигателя и трубопроводом отвода охлаждающей жидкости из головки цилиндров дизеля 11), Включение пускового двигателя в общую систему . охлаждения просто, подогретая в рубашке охлаждения пускового двигателя охлаждающая жидкость может быть использована для подогрева дизеля.

Однако при работе основного двигателя ухудшаются условия охлаждения примыкающего к месту подключения пускового двигателя цилиндра двигателя. Это объясняется снижением интенсивности движения охлаждающей жидкости на участке расположения цилиндра из-за возникно венин параллельного потока охпаждакпцей жип кости через полость охлаждения пускового двигателя. Для снижения расхода охлаждающей жидкости через полость охлаждения пускового двигатепя пос»е запуска дизеля принято уменьшать сечение патрубка выпуска охлаждающей жидкости на головке пускового двигателя в месте присосципенин е о к трубопроводу 4 отвода охлаждающей

10 жидкое и из головки цилиндров дизеля. Это приводит к ухудшению охлаждения пускового двигателя в период пуска основного двигателя и вынуждает либо жестко ограничивать время работы пускового двигателя до начала прокручивания дизеля, что трудно выполнить и проконтролировать в рядовой эксплуатации, либо предусма три на ть частичное перекрытие канала подвода охлаждающей жидкости к пусковому двигателю при помощи запорного органа, сблокированного с валом дизеля

Кроме того, термосифонная система обладает еще одним недостатком. При прокручивании пусковым двигателем основного двигателя со скоростью, не превышающей,как правило,200 об/мин,водяной насос последнего не обеспечивает циркуляцию

566ГЮ5 жидкости, достаточную для охлаждения пускового двигателя, особенно при уменьшении сечения патрубка выпуска. Недостаточное охлаждение снижает мощностные показатели пускового двигателя при работе под нагрузкой (увеличивается общее время пуска) и затрудняет создание и применение пусковых двигателей с высокой удельной мощностью, для нормальной работы которых требуется интенсивное охлаждение.

Известны также силовые установки с системой принудительной циркуляции охлаждающей жидкости через пусковой двигатель. В установках с такими системами в патрубке подвода охлаждающей жидкости из рубашки дизеля в пусковой двигатель расположен вспомогательный насос, а патрубок выпуска жидкости из пускового двигателя подключен к трубопроводу отвода последней из рубашки дизеля (21 .

Наличие вспомогательного насоса затрудняет частичное перекрытие патрубка подвода, поэтому в системах с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости через пусковой двигатель»er регулирования.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения дизеля путем регулирования циркуняции охлаждающей жидкости через пусковой двигатель.

Это досшгается тем, что в патрубке выпуска ох а жидкости нз пускового двигателя установлен обратный клапан, частично перекрывающий его сечение при повышении давления в трубопроводе выше давления, развиваемого вспомо!мсльным насосом.

На фнг. показана принципиальная схема системы охлаждения синовой установки с вспомолтельным пусковым двигателем; на фиг. 2 конструкция обратного клапана, частично перекрывающего сечение патрубка выпуска охлаждающей жидкости из полости охлаждения пускового двигателя.

Во время работы пускового двигателя 1 приводится во вращение вспомогательный насос 2, который по патрубку 3 подвода подает охлаждаю- . щую жидкость из рубашки 4 охлаждения дизеля в полость 5 охлаждения цилиндра и головки пускового двигателя и в трубопровод 6 отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения дизеля, подключенный к его головке 7.

При этом под действием перепада давлений открывается обратный клапан 8, установленный в патрубке 9 выпуска охлаждающей жидкости, обеспечивая интенсивное принудительное охлаждение цилиндра и головки пускового двигателя.

После запуска дизеля и остановки пускового двигателя (а, следовательно, и вспомогательного насоса) давление в трубопроводе 6 отвода охлаждающей жидкости, создаваемое насосом 10 основного двигателя, превышает давление в патрубке 9 выпуска охлаждающей жидкости на величину сопротивления неподвижного вспомогательного насоса и потерь в полости охлаждения пускового двигателя, и обратный клапан закрывается.

Охлажденная в радиаторе (на фиг. 1 и 2 не показан) охлаждающая жидкость поступает в рубашку дизеля по каналу 11 и отводится от него в радиатор по трубопроводу 6.

При этом почти прекращается циркуляция охлаждающей жидкости через полость охлаждения неработающего пускового двигателя, происходит перераспределение потоков охлаждающей жидкости

Но параллельным ветвям системы охлаждения и интснсифицируется охлаждение цилиндров дизеля.

Для надежного срабатывания клапана тарелка

12 клапана поджимается пружиной 13, имеющей предварительную затяжку.

Цн1>куняция охлаждающей 3G1gKocIH прн работе дизеля через калиброванные отверстия 14 незначительна и не оказывает заметного влияния на температурный режим цилиндров основного дви. гателя.

Таким образом, установка обратного клапана в патрубке выпуска охлаждающей хощкости улучшает охлаждение цилиндров основного двигателя во время его работы и помогает надежно, без дополнительных потерь, охлаждать пусковой двиЗ0 гатель с помощью вспомогательного насоса во время пуска синовой установки, Формула изобретения

Система охлаждения синовой установки, преимущественно транспортного дизеля с пусковым двигателем, содержащая канал подвода и трубопровод отвода охлаждающей жидкости из рубашки дизеля, вспомогательный насос подачи жидкости из последней в пусковой двигатель и патрубок выпуска ее,,в трубопровод, о тл и ча ющая си тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения дизеля путем регулирования циркуляции охлаждающей жидкости через пусковой двигатель,. в патрубке выпуска охлаждающей жидкости установлен обратный клапан, частично перекрывающий его сечение при повышении давления в трубопроводе выше давления, разви о . ваемого вспомогательным насосом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Заявка И 1776101/06,по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства, кл.

2. Патент ФРГ 1ЧО 765764, кл. 46 а, опубн. 1951

Р2.

Составитель M. Файн

Техред 3.Фанта Корректор F.. Папп

Редактор Н. Данилович

Заказ 2354/20

Тираж 682 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскал наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г Ужгород, ул. Проектная. 4