Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ:: (11) 566(106

К АВТОРСКОМУ СВИДИЕДЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.10.75 (21) 2183895/06 (51) М. Кл.

F 01 P 3/22 с присоединением заявки № 2305385/06 и 2317676/06 (23) Приоритет 30.12.75 по п, 4; 22.01.76 по п. 5

Гасударственный комитет

Совета Мнннстров СССР па делам изобретений и DlKpblTHH (43) Опубликовано 25.07.77. Бюллетень №27 (53) УДК

621.43-716,(088.8) (45) Дата опубликования описания 11.11.77

А. А. Афонин, О. В. Цирлин, Б. Н. Юдаев и А. А. Вшкин (72) Авторы изобретения (71) 3 r"" T tb . Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известны системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащие полости охлаждения, испарительный теплообменник с патрубками подвода и отвода охлаждающей жидкости и источник газа повышенного давления, подключенный к испарительному теплообменнику, связанному с сепаратором, подсоединенным к впускному трубопроводу двигателя (1) .

Целью изобретения является повышение эффективности системы.

Это достигается тем, что испарительный теплообменник снабжен устройством закрутки жидкости, а его патрубки расположены тангенциально.

Причем различные варианты системы предполагают выполнение устройства закрутки либо в виде лопастного колеса, кинематически связанного с коленчатым валом двигателя, либо в виде эжекционного сопла, а источник газа повышенного давления может быть выполнен либо в виде двух емкостей для сжиженного газа и окислителя, сообщенных через редуктор с испарительным теплообменником, либо в виде ресивера, подключенного к выпускному трубопроводу двигателя и снабженному осушителем-распределителем.

На фиг. 1 показана принципиальная схема предлагаемой системы охлаждения; на фиг.2 изображен теплообменник с эжекторным усгройством, общий вид; на фиг. 3 показана принпипиальная схема системы с теплообменником, к которому подключены топливные емкости газо. вого двигателя; на фиг. 4 — то же, с теплообменником, подключенным к выхлопному трубопроводу двигателя.

Система содержит двигатель 1 внутреннего сгорания с впускным 2 и выпускным 3 трубо16 проводами коленчатым валом 4 и полостями 5 охлаждения, испарительный теплообменник 6 с устройством закрутки, выполненным либо в виде лопастного колеса 7, либо в виде эжектора 8. Тсплообменник 6 снабжен тангенциально размещенными патрубками подвода 9 и отвода 10 жидкости, источником 11 газа повышенного давления. которым может являтся, например, тормозной ресивер автомобиля, емкостями для сжиженного газа 12 и окислителя (воздуха) 13, газовым ре25 дуктором 14, ресивером 15 с осушителсм распрс3 делителем 16, сепаратором 17. Кроме того, в корпусе испарительного теплообменннка 6 размещена решетка 18, разделяющая газовую 19 и жидкостную 20 полости, а теплообменник 6 снабжен патрубком 21 отвода газа.

Система охлаждения работает следующим образом.

При запуске двигателя 1 коленчатым валом 4 приводится во вращение лопастное колесо 7 и подается газ от источника 11 через решетку 18 и жидкостную полость 20. При этом проходящие пузырьки газа создают эффект увеличения площади испарения, а прокручивание жидкости в теплообменнике 6 усиливается благодаря тангенциальному размещению патрубков 9 и 10. Закрутка жидкости может осуществляться и при помощи эжектора 8. Давление газа в газовой полости 19 не позволяет жидкости протекать через решетку 18, а эффект центрифугирования позволяет обеспечить достаточно надежную и простую сепарацию Гизи В полости 20.

В случае использования в качестве источника повышенного давления газа емкостей 12 и 13 испарительный теплообменник 6 обеспечивает как охлаждение жидкости, так и подготовку, учитывая и подогрев, газообразной топливной смеси двигатели 1, дополнительно очищаемой в сепараторе 1 7, сообщенным через патрубок 21 отвода газа с теплообменником 6.

При подаче выхлопных газов теплообменннк 6 в результате обработки в осушителе-распределителе 16 добиваются минимальной влажности газа, что обеспечивает наилучшую интенсивность испарительного охлаждения, а в ресивере 15 осуществляется сглаживание пульсаций газа для обеспечения стабильности работы теплообменника 6.

566006

Система позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя при снижении габаритов и потребляемой мощности. формула изобретения

i. Система охлаждения двигателя внутреннега сгорания, содержащая полости охлаждения, испарительный теплообменник с патрубками подвода и отвода охлаждающей жидкости и источник газа повышенного давления, подключенный к испарителфному теплообменнику, связанному с сепаратом, подсоединенным к впускному трубопроводу двигателя, . о тли ча ющаяся тем, что, сцельюповышени» эффективности системы испарительный тенлообмениик снабжен устройством закрутки жидкости, а его патрубки расположены тангенциально.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что устройство закрутки выполнено в виде лопастного колеса, кинематически связанного с коленчатым валом двигателя, 3. Система по л. 1, отличающаяся тем, что устройство закрутки выполнено в виде зжекционного сопла.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что источник газа выполнен в виде двух емкостей для сжиженного газа и окислителя, сообщенных через редуктор с испаритеяьным теплообменииком, 5. Система по п. 1, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что источник газа выполнен в виде ресивера, подключенного к выпускному трубопроводу двигателя и снабженного осушнтелем- распределителем.

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе:

1. Патент США N 2394199, кл. 123-41.3, онубл.

1946.

566006

Составитель В. Моренко

Теяред 3. Фанта

Корректор Е. Пайп

Редактор Н. Данилович

Заказ 2354/20

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 682 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5