Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессору
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (п1 566942
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.12.74 (21) 2081649/06 с пр исоединением заявки № (23) Приоритет 02.04.76 по п. 3
Опубликовано 30.07.77. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 05.08.77 (51) М. Кл.з F 02В 37/02
Государственный комитет
Совета Мииистроа СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43.052 (088.8) (72) Авторы изобретения Ю. Б. Моргулис, Г. М. Поветкин, В. Н. Каминский, В. А. Кочетов и А. Б. Азбель (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННОГО СГОРАНИЯ
К ТУРБОКОМПРЕССОРУ
Изобретение относится к области конструирования двигателей внутреннего сгорания с турбокомпрессорами, а именно к устройствам для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессорам.
Известно устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессору, содержащее размещенные в общем корпусе и охватывающие центростремительное колесо турбины спиральные каналы безлопаточного направляющего аппарата, отделенные один от другого при помощи перегородок и подключенные каждый к группе цилиндров с неперекрывающимися фазами выпуска, Между перегородкой и колесом имеется постоянный по величине радиальный зазор. Величина зазора минимальна и выбирается из технологических соображений в пределах 0,5 — 1,2% от наружного диаметра колеса (1).
Устройство работает следующим образом, Выпускной коллектор, разделен на секции, объединяющие группы цилиндров. Из каждой секции выхлопные газы поступают в соответствующую улитку корпуса турбины, а из нее на часть рабочего колеса. Улитки разделены перегородками. Между перегородкой и рабочим колесом турбины имеется зазор, через который часть газов из улитки с высоким давлением газов перетекает в улитку с низким давлением. При этом происходит потеря некоторой доли располагаемой энергии газов.
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и до5 стигаемому результату, Недостатком устройства является резкое изменение усилия, действующего на лопатку рабочего колеса при переходе ее из зоны одного канала безлойаточного направляющего
1О аппарата в зону другого, вследствие чего возникают вибрационные нагрузки на лопатки, приводящие к их поломкам. При эквидистантных наружных и внутренних поверхностях перегородок возникает неравномерность угла входа газа на рабочее колесо в зонах, близких к перегородкам.
Цель изобретения — снижение дейспвующих на колесо возмущающих сил, Это достигается тем, что каждая перегородка выполнена с плавным увеличением ее толщины по мере приближения к выходной кромке и скруглением последней. При этом увеличение толщины перегородки выполнено по ее вогнутой поверхности, максимальная толщина перегородки составляет 1,1 — 1,6 от номинальной, а максимальный угол между касательными к выпуклой и вогнутой поверхностям лежит в пределах 10 — 30".
Такое устройство уменьшает потери при
30 газообмене и повышает равномерность угла
686943
4! входа потока на колесо, что приводит к снижению действующих на колесо возмущающих сил.
На фиг, 1 изображена турбина с безлопаточным направляющим аппаратом и разделительными перегородками; на фиг. 2 — участок разделительной перегородки, примыкающий к рабочему колесу (в увеличенном масштабе).
В общем корпусе 1 турбины размещено центростремительное колесо 2 и охватывающие
его спиральные каналы 3 и 4 безлопаточного направляющего аппарата. Каналы отделены один от другого при помощи перегородок 5 и 6 с выпуклыми наружными 7 и вогнутыми внутренними 8 поверхностями. Части 9 и 10 этих перегородок, примыкающие к рабочему колесу, выполнены криволинейными, причем части 9 и 10 вогнутой поверхности перегородок выполнены с увеличенной толщиной. Максимальная толщина перегородки составляет
1,1 — 1,6 от номинальной. Выпуклая и вогнутая поверхности перегородок образуют углы а и а2 с тангенциальной составляющей скорости потока, а максимальный угол у между касательными к выпуклой и вогнутой поверхностям, равный разности углов сс и пь лежит в пределах 10 — 30 .
Устройство работает следующим образом.
Между частями 9 и 10 перегородок и колесом имеется зазор, через который часть газов перепускается из одного канала в другой, в результате чего уменьшается скачок давления при переходе лопатки колеса 2 мимо разделительной перегородки. Вследствие переменной толщины перегородки и переменного сечения зазора сохраняется постоянным угол входа потока на колесо, уменьшаются потери при перетекании газа и плавно изменяется давление газов, действующих на колесо 2.
Формула изобретения
1. Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессору, содержащее размещенные в
10 общем корпусе и охватывающие центростремительное колесо турбины спиральные каналы безлопаточного направляющего аппарата, отделенные один от другого при помощи перегородок и подключенные каждый.к группе ци15 линдров с неперекрывающимися фазами выпуска, отличающееся тем, что, с целью снижения действующих на колесо возмущающих сил, каждая перегородка выполнена с плавным увеличением ее толщины по мере
20 приближения к выходной кромке и скруглением последней.
2. Устройство по п. 1, отлич ающееся тем, что увеличение толщины перегородки выполнено по ее вогнутой поверхности.
25 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что максимальная толщина перегородки составляет 1,1 — 1, 6 от номимальной, а максимальный угол между касательными к выпуклой и вогнутой по верхностям лежит в
З0 пределах 10 — 30, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Ханин Н. С. и др. Наддув и нагнетатели автомобильных двигателей, М., «Машино35 строение», 1955 г, с..149.
Редактор Н. Богатова
Составитель М. Файн
Техред И. Карандашова Корректор Л. Котова
Заказ 1692/9 Изд. № 608 Тираж 693 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3К-35, Раугнская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2