Разветвленная высоковольтная сеть

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0 ) 56 188

Со?оз Советских

Социалистических

Pecn1блнк

143ОБР ЕТЕН И Я (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.05.71 (21) 1660720/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.07.77. Бюллетень № 28

Лата опубликования описания 24.08.77 (51) М Кч Н 026 7? 16

Н 02J 3/00

Государственный комитат

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (63) ДК 621.315.175 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. А. Генрих и Л. А, Никонец

Львовский ордена Ленина политехнический институт (71) Заявитель (54) РАЗВЕТВЛЕННАЯ ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ СЕТЬ

Изобретение относится к воздушным высоковольтным сетям и может быть применено в электроэнергетике для повышения надежности работы воздушных линий разных классов напряжения, проходящих в гололедных районах.

Известна плавка гололеда в сетях 6 — 10 кв переменным током путем подключения к противополо>кным концам магистральных участков сетей трансформаторов со сдвигом векторов фазных напряжений на 30, 60 и (иногда)

90 эл. град. Однако известным образом плавку гололеда можно осуществить только в тех сетях, которые имеют электрическую связь с обмотками трансформаторов, соединенными в разные группы. Если в сетях, питаемых от двухобмоточных трансформаторов, достаточно просто осуществить поворот вектора фазного напряжения на нужный угол за счет изменения группы соединения трансформатора, то в сетях 6 — 220 кв, питаемых от обмоток среднего либо низкого напряжения автотрансформаторов (что имеет место в подавляющем большинстве случаев) вообще невозможно создать сдвиг векторов фазных напря>кений на 30 и

60 эл. град. за счет изменения группы соединения без отключения питающей обмотки высокого напряжения автотрансформатора.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является разветвленная сеть, содержащая питаюшие подстанции с трансформаторами, выполненными с различными группамп соединения обмоток, подключенными к различным системам пли секциям шин, и .пинии электропередачи различных классов напря>кения, подключенные к указанным системам или секциям шин подстанций. Од??ако для создания схемы плавки в указанной разветвленной высоковольтной сети ??eooiog?»!o проведение значительного количества опсра10 тивных переключений как в первичных, так !? во вторичных цепях, что увеличивает врсмя плавки и спп>каст надежность работы сети.

В указан??ой разветвленной высоковольтной сети исключена возможность организации

15 плавки на воздушных линиях более низких классов напр!?>кeг???я, которые не под?сл?о ?сны к шинам электростанции.

Целью изобретения является упрощение эксплуатации и поьышение надежности сстн прп

20 плавкс гололеда. Эта цель достигается в разветвленной высоковольтной сет?? олагодар?! тому, что сеть снабжена выключателем, установ.?енным в перемычке, связывающей обмот?(!! низшего напря>кения питающих трансфор25 маторов, и псрсмычкой, соединяющей цепи отходящпх лиш;й электропередачи I?;1 одной из подстанцш! сети. В p;:çâñòBëñ??? .oé высоковольтной сети последователь??о с выключатслем, установленным в перемычке, связ? пгаю30 щей обмотки низшего напряжения питающих

567188 трансформаторов, может быть включен реактор, шунтируемый выключателем.

Предложенная высоковольтная сеть схематически представлена на чертеже.

Сеть содержит подстанции 1 — 8 и гидроэлектростанцию 9, соединенные воздушными линиями 10 — 17. Как правило, трансформаторы подстанций работают раздельно по стороне низшего и параллельно по стороне высокого (среднего) напряжения. Междушинные выключатели 18 — 25 включены. В ходе подготовки к гололедному периоду производится изменение групп соединения обмоток автотрансформатора 26 на подстанции 1, трансформатора 27 на подстанции 6 и обмоток одного из трансформаторов гидроэлектростанции 9 со стороны низшего напряжения. Устанавливаются перемычки с выключателями 28, 29, 30 между трансформаторами, Отключаются междушинные выключатели 18 — 25 на стороне высшего и среднего напряжения.

В случае отсутствия на подстанции 1 выключателя 19 отключается выключатель с целью ликвидации замкнутого контура со стороны высшсго напряжения автотрансформаторов.

Для организации плавки па воздушной липни любого класса напряжения (до 220 кв включительно) включаются выключатели 28, 29, 30 в перемычках на стороне низшего напряжения трансформаторов и автотрансформаторов с разными группами соединения обмоток, В результате между одноименными фазами разных секций либо систем шин всех узловых подстанций энергосистемы возникает разность потенциалов. Шунтируя секции либо системы шин в нужной точке, можно создать контур для протекания дополнительных перетоков мощности плавки.

Пленку гололеда на двухцепной воздушной линии 11 можно организовать путем включения выключателя 18 на подстанции 1 (при отключенном на это время выключателе 28). В контур плавки войдут трансформаторы на гидроэлектростанции 9 и воздушная линия 11, образующая замкнутый контур.

Плавку гололеда на воздушных линиях 12, 13 и 14, отделенных от подстанции 1 ступенью трансформации, можно организовать от питающих автотрансформаторов подстанции 1 (при включенном выключателе 28) путем включения междушинного выключателя 23 н а п одста н ции 3.

Плавку гололеда на воздушных линиях 15, 16, 17 можно организовать от трансформаторов подстанций 5, 6 путем включения выключателя 24 на подстанции 7 или выключателя

31 на подстанции 8. Следует отметить, что подстанции 3, 7 и 8 должны работать с отключсннымп выключателями 31, 32, 33.

Реактор 34 в схеме перемычки гидроэлектростанции используется при переходных режиммах плановых коммутаций для ограничения токов включения в обмотках синхронных генераторов и для регулирования величины тока

4 плавки на воздушной линии 11 путем введения в контур плавки дополнительно сопротивления реактора. Если токи включения не пре= вышают допустимых для генераторов значе. ний и нет необходимости в регулировании то, ка плавки на воздушной линии 11, реактор H шунтирующий его включатель в перемычке на гидроэлектростанции могут отсутствовать.

Мощность, потребляемая на плавку в сетях

10 — 35 кв относительно невелика, поэтому шины 110 — 220 кв могут рассматриваться по отношению к сетям 10 — 35 кв приближенно как шины бесконечной мощности. В связи с этим плавка в сети 10 — 35 кв практически не изменит разности потенциалов между разными системами шин 110 кв, что, в свою очередь, обусловливает возможность одновременной организации плавки в сетях различных классов напряжения. Так, для схемы, представленной на чертеже, при использовании для плавки автотрансформаторов подстанции 1 прогрев проводов можно производить одновременно как на воздушной линии 11 путем включения выключателя 25 на гидроэлектростанции, так и на воздушных линиях 12, 13, 14 путем включения выключателя 23 на подстанции

3. Плавка возможна при достаточной мощности трансформаторов подстанций 1 и 2. В случае недостаточной мощности автотрансформаторов подстанции 1 для плавки гололеда на воздушной линии 10 и на воздушных линиях

12, 13, 14, отделенных ступенями трансформации, можно использовать одновременно как трансформаторы гидроэлектростанции путем включения выключателей 29 и 30, так и автотрансформаторы подстанции 1 путем включения выключателя 28. Тогда между шинами среднего напряжения подстанции 1 окажутся параллельно включенными два источника тока плавки, что повысит результирующий ток в проводах воздушной линии 10 или воздушных линий 12 — 16. Суммарный ток воздушных линий 12 — 16 может быть достаточным и для одновременной плавки гололеда на двухцепной воздушной линии 10 более высокого класса напряжения. Одновременно будет наблюдаться некоторая разгрузка обмоток низшего напряжения автотрансформаторов подстанции

1 путем повышения загрузки трансформаторов гидроэлектростанции перетоком плавки.

С целью регулирования величины тока плавки в контуре вместо включения перемычек на том же, что и воздушная линия классе напряжения, можно включать перемычки одновременно на нескольких секциях пониженного напряжения потребительских трансформаторов. При этом возможна плавка на головных участках воздушных линий, питающих эти трансформаторы.

Изобретение позволяет повысить надежность работы энергосистемы не только за счет проведения плавки гололеда на проводах воздушных линий различных классов напряжения, но и за счет уменьшения примерно в два раза токов короткого замыкания на сторонах

567188 высокого напряжения и среднeгo напряжения питающих трансформаторов. Этот экономический эффект, даже с учетом дополнительных потерь мощности, соизмерим с эффектом от плавки гололеда и представляет собой значительную величину.

Формула изобретения

1. Разветвленная высоковольтная сеть, содержащая питающие подстанции с трансформаторами, выполненными с различными группами соединения обмоток, подключенными к различным системам или секциям шин, и линии электропередачи различных классов напряжения, подключенные к указанным систеСоставитель К, Фотина

Техред А. Камышникова

Корректор О. Тюрина

Реда ктор В. Л ев ятов

Заказ 1844/11 Изд. Х 624 Тираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035. Москва, 3К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Г ! 7 !

" айу (-а-у ! ! гк

t !

t мам или секциям шин подстанций, о т л н ч аи щ а я с я тем, что, с целью упрощения эксплуатации и повышения надежности сети при плавке гололеда сеть снабжена выключателем, установленным в перемычке, связывающей об. мотки низшего напряжения питающих трансформаторов, и перемычкой, соединяющей цепи отходящих линий электропередачи на одной из подстанций сети.

10 2. Сеть по п. 1, отличающаяся тем, что последовательно с выключателем, установленным в перемычке, связывающей обмотки низшего напряжения питающих трансформаторов, включен реактор, шунтируемый выключа15 теле м.