Клапанный механизм двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Всос ю „. ваттюитн т . тко, хни юсиай библиотеки МБА ( (11) 5 78 3
Союз Советских
Социалистических
Республик
OnИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено06.06,75 (2!) 2143152/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано05.08.77.Бюллетень №29
2 (51) М. Кл.
F 01 1 1/30
Государственный комитет
Совета Министров СССР
А0 делам изаоретений и открытий (53) УДК621.432-:384 (088.8) (45) Дата опубликования описания 08.09.77.
В. В. Талаквадзе (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СРЭРАНИЯ
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может найти применение в легких высокооборотных поршневых двигателях гойочньтх автомобилей.
Известны клапанные механзмы двигателя внутреннего сгорания, содержащие толкатель» направляющую втулку клапана и клапан (1).
Недостатком таких клапанных механизмов .является то, что они являются узлом, ограничивающим форсировку двигателя по оборо- iO там.
Известны клапанные механизмы двигателя внутреннего сгорания, содержащие кулачковый вал, связанный с клапаном через зубчато-реечный толкатель» находящийся в за» ц цеплении с направляющей втулкой клапана, снабженной многозаходной резьбой, и подвижный, имеющий внешние зубья и внутреннюю многозаходную резьбу» стакан, расположенный на клапане 2).
20 ,Недостаток подобных механизмов в TGM что консольное расположение направляющей втулки снижает жесткость механизма. Кроме того, неизбежное наличие зазоров в многозаходной резьбе при работе механизма уве-25 личивают его износ, а» следовательно, и надежность всего,механизма.
Целью изобретения является повышение надежности и жесткости механизма.
Это достигается чем» что стакан разме шен внутри направляющей-.Ътулки» имеет зацепление с двумя зуочато-реечными толкателями через боковые окна направляющей втулки и зафиксирован на стержне клапана гайкой, взаимодействующей со стаканом че,рез упорный подшипник.и упругую компенсирующую шайбу, а зубчат -реечные толкатели имеют по два последовательных ряда зубьев, находящихся в зацеплении со стаканами двух разноименных клапанов.
На фиг. 1 приведена общая схема механизма; на фиг. 2 — разрез механизма перпендикулярно телу клапана; на фиг. 3 — выполнение участка зацепления; на фиг. 4вариант выполнения механизма с круглымн зубчато-реечными толкателями; на фиг. 5— выполнение зацепления с круглыми толкателями.
В головке, 1 цилиндра двигателя располо». жена направляющая втулка 2 стержня клапака
567834
3. Подвижный стакан 4, несущий цилиндрические зубья 5 и многоэаходную прямоугольную резьбу 6, расположен внутри направляющей втулки 2. Винтовая гайка 7 связана с резьбой 6 и зафиксирована накидной гайкой 8 на торце направляющей втулки 2. Направляющая втулка 2 содержит боковые окна 9 для связи зубчат -реечных толкателей
10 с несущим цилиндрические зубья 5 подвижным стаканом 4, Гайка 11, компенсирую- ц шая шайба 12 и подшипник 13 фиксируют подвижный стакан 4 на стержне клапана 3 в осевом направлении. Ролик 14 зубчатореечного толкателя 10 взаимодействует с кулачком 15 кулачкового вала привода кла- 15 панного механизма.
Зубчато-реечные толкатели 10 могут иметь в поперечном сечении прямоугольную форму, располагаясь в прямоугольных каналах головки цилиндров, либо иметь круглое поперечное сечение и располагаться в сверленых каналах головки. На фиг, 4 приведен вариант привода одной парой зубчато-реечных толкателей 10 одновременно двух клапанов. Возвратно-поступательное перемеще- 2 ние клапана 3 обеспечивается с помощью двух зубчато-реечных толкателей >0i один из которых обеспечивает открытие клапана, а другой - закрытие.
Перемещаясь под действием. кулачка 15 слева направо один зубчато-реечный толкатель 10 поворачивает подвижный стакан 4 по часовой стрелке. При этом другой толкатель совершает противоположное движение. При повороте подвижного стакана 4 по часовой стрелке, его многозаходная прямоугольная резьба 6 ввинчивается в винтовую гайку 7, сообщая стакану 4 осевое перемещение вниз. Вместе с подвижным стаканом
4. переме-цается и клапан 3, При закрытии клапача в качестве активного элемента механизма выступает другой зубчато-рее ный толк .тель 10. его перемещение слева направо вь; шпет поворот подвижного стакана 4-, ро";пв асовой cTp ..- . ки. В результате мног эаходная резьба 6 подвижного стакана 4 вывинчивается из винтовой гайки 7, сообщая тем самым стакану
4 осевое перемещение вверх, и клапан 3 закрываетс я. 50
Одновременно с возвратно-поступательным перемещением клапан 3 будет совершать также направленное вращательное движение. Последнее обусловлено тем, что сила трения в зоне нижнего упора подвижного стакана 4 будет больше, чем в зоне верхнего упора, включающего по дшипник 13, поэтому при движении клапана 3 вниз (на открытие) вращательное движение от подвижного стакана
4 к клапану будет передаваться в большей степени, чем при движении клапана вверх.
Компенсирующая шайба 12 допускает ограни= ченную деформацию, составляющую несколь ко десяты,х долей миллиметра, после чего ее лепестки ложатся друг на друга и позволяют передачу любой нагрузки. Предназначена она для выбора зазора в холодном клапанном механизме.
Формула изобретения
1. Клапанный механизм двигателя внут» реннего.сгорания, содержащий кулачковый вал, связанный с клапаном через зубчатореечный толкатель, находящийся в зацеплении с направляющей втулкой клапана, снабженной многозаходной резьбой, и подвижными ,имеющий внешние зубья и внутреннюю мно,гозаходную резьбу, стакан, расположенный на клапане, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности и жест кости, стакан размещен внутри направляющей втулки и имеет зацепление с двумя зубчато-реечными толкателями через боковые окна направлякпцей втулки.
2. Механизмпоп, 1, отличаюшийся тем, что стакан зафиксирован на стержне клапана гайкой, взаимодействующей со стаканом через упорный подшипник и упругую компенсирующую шайбу, 3.Механизмпопп, 1 и 2, о т л н ч а юш и и с я тем, что зубчато-реечные толкатели имеют по два последовательных ряда зубьев, находящихся в зацеплении с подвижными стакачами двух разноименных клапанов, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Орлин А, С. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей, М., "Машиностроение," 1970, с. 108-110.
2. Патент Франции" Л 2,033.124 классT 01 L 1/00, 1970.
567834
Составитель Н. Патрахальцев
Редактор М. Васильева Техред A. Демьянова. Корректор JI, Иебола
Заказ 2708/23 Тираж 682 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4