Нереверсивная электрическая машина с газовым охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОБУСНОМУ СВИДИТооДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид.ву

Союз Советских

Со4иалистических

Республик (11) 5681 17 (51) М. Кл, 2

Н 02 К 9/08 (22) Заявлено;Ж.12.68 (21) 1389010/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.08.77.Бюллетень № 29

Гасударственный комитет

Советв Министров СССР оо делам изооретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (O8e.Â) (45) Дата опубликования описания 12.09.77

А, И. Воронцов, 3, И. Гуревич,.И. А. Пригоровский, И. Ф. Филиппов и Г. М. Хуторецкий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) НЕРЕВЕРСИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Известна электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая, ротор с вентиляторами на валу, корпус во встроенными в него газоохладителями, сердечник статора с радиальными вентиляци онными каналами

Э 5 подразделенньтй вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в,тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщающихся с разноименными камерами вентиляторов, и обмотку статора с лобовыми соединениями B торцовых зонах машины.

Однако в таких машинах не обеспечиваечся достаточная эффективность охлаждения активной зоны, так как па пути к ней ох- И лаждающий газ подогревается потерями в вентиляторах и торцовых зонах машины.

С целью повышения аффективности охлаж; дения активной зоны камеры разрежения веп-20 тиляторов в предлагаемой машине выполнены сообщающимися с соответствующими секторами непосредственпо через зону лобовых соединений обмотки ctQTDpG, а камеры нагнетания — через газоохладители. 25

На фиг. 1 представлен сложный продольный разрез предложеннои электрической машины (в левой части - по середине сектсь» ра, сообщающегося с камерой разрежения вентилятора; в правой части - цо середине сектора, сообшан щегося с камерой нагнетания веитилятоРа1т на фиг. 2 - сложный поперечный разрез. (в левой части — по торцовой зоне, в правой - по активной зоне).

На роторе 1, содержащем обмотку в пазовой части 2 и в лобовых частях т, установлены вентиляторы 4 с камерами нагнетания 5 и разрежения 6.В корпус статора 7 встроены газоохладители В, обращенные своими входными окнами 9 к камерам нагнетания

5. Зазор 10 между сердечником статора 11 с радиальными вентиляционными каналами

12 и ротором 1 перекрыт по торцам кольцеобразными перегородками 13 для разобщения по газовому потоку зазора и камер разрежения. Пространство между сердечником 11 и корпусом 7 разделено на четное число секций 14 и 15 при помыпи продольных пе регородок 16, образующих вместе с вентиля- ционными распорками 17 в каналах ll гра° иицы нагнетательных н вытяжных секторов птатора, чередующихся в тангенциальном направлении. Прн этом секции 14, принадлежащие вытяжным секторам, сообщаются через торцовую зону машины с камерами разЬежения 6 вентиляторов 4, а соседние с ни ми секции 15 нагнетательных секторов - непосредственно с выходными окнами 18 гаэоЬхладителей 8. Для разобщения разноименных екций и торцовой зоне применены корытообразные перегородки 19, выступающие эа пределы активной зоны и образующие в тор цовой зоне машины продолжение секций

15. 9 торцовых шитах 20 выполнены кана лы 21 для подачи газа к лобовым частям

3 обмотки ротора. от газоохледителей, Газ, нагретый потерями электрической машины, под действием вентиляторов 4 уда- . ляется из торцовых зон статора и нагнетает ся в газоохладиетли 8, откуда, охлажденный . 29 следует в секции 18 пространства между сердечником и корпусом статора, Далее,.цро» ходя через радиальные. каналы 12 в нагнетательных секторах, газ охлаждает сердечник в пределах этих секторов и поступает в зазор 10. Здесь поток газа перемещает ся в тангенциальном направлении, воспри"нимая тепло от ротора.1, затем входит, в радиальные каналы 12 в вытяжных секторах, проходит по ним, охлаждая сердечник- о в этих секторах, и поступает в секции 14, откуда следует аксиально к торцовым зонам машины и откуда на вход вентиляторов. Затем газ вновь нагнетается в гаэоохладителн 8 для повторения цикла. Часть газового потока после газоохладнтелей 8 ответв» ляется через каналы 21 и поступает под . бандажные кольца для охлаждения лобовых . частей 3 обмотки ротора. Пазовая честь

2 обмотки ротора охлаждается газом по известной системе самовентиляции из зазора с применением заборников.

Осуществленная непосредственная подача холодного газа от газоохладителей к нагнегательным секторам при одновременном удалении нагретого газа из вытяжных секторов через торцовую зону освобождает сердечник статора н пазовую часть ротора от влияния подогрева газа в торцовой зоне и в вентиляторах. Тем самым достигают» ся наиболее благоприятные условия охлаж- дения активной зоны машины с продольным секционированием, когда минимальный уровень температуры активных частей сочетается с ее равномерным распределением по длине машины.

Формула изобретения

Нереверсивная электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая ротор с вентиляторами на валу, корпус со встроен-ными в него газоохладителями, сердечник статора с радиальными вентиляционными каналами, подразделенный вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщающихся с разноименными камерами вентиляторов, и обмотку статора с лобовыми соединениями в торцовых зонах машины, отличающаяся тем что е с целью повышения эффективности охлаждения активной эоны машины, камеры разрежения вентиляторов выполнены сообщающимися с соответствующими секторами непосредственно через зону лобовых соединений обмотки статора, а камеры нагнетания — через газоохладите ли.

Составитель А. Воинов

Редактор Е, Братчикова Техред 0. Луговая Корректор, С. Юдченко

Заказ 2812/39 Тирай 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4!5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4