Пьезоэлектрический фильтр

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЙЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву N(22) Заявлено l7. 10,75 (21) 2180774t09 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано05 08 77 Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 02.09.77 (11) 568154 (51) М. Кл.

Н 03 Н 9/32

Государственный номнтет

Соаета Мнинотроа СССР

II0 делам изобретений н открытий (53) УДК 62l.372.

; 543 (088,8) А, Н, Алексеев, С. В, Конопленко„В, М, Плужников, И. Ф. Ротарь и Н, П. демченко (72) Авторы изобретения

Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физический институт (71) Заявитель (54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР

Изобретение относичся к радиотехнике, связи, автоматике, телемеханике, в частности к пьезоэлектрическим фильтрам низКочастотного диапазона.

Известен пьезоэлектрический фильтр, со- 5 держащий пьезокерамические диски с радиальным секторным вырезом, разделенные вдоль средней длины окружности дисков электродами, 111 °

Однако такой пьезоэлектрический фильтр !О имеет несимметричную характеристику затухания относительносредней частотыфильтра.

Наиболее близким технические решением 5 к предложенному изобретению является пьезоэлектрический фильтр, содержащий два пьезоэлектрических диска с секторным вырезом, ча поверхностях которых нанесены разделенные центральный и кольцевой электроды, I0 при этом кольцевой и центральный эл кт роды на одной грани одного пьезоэлектрического диска и на противоположных гранях другого пьезоэлектрического диска соединены между собой и подключены и общей шине(2 .@

Однако этот пьезоэлектрический фильтр имеет узкую полосу пропускания (по уровню 3 дб не более 0,75%. от величины сред ней частоты фильтра), что ограничивает область применения таких фильтров.

Целью изобретения является расширение полосы пропускания фильтра. . для этого в пьезоэлектрическом фильтре, содержащем два пьезоэлектрических диска, с секторным вырезом, на поверхностях которых нанесены разделенные центральный и кольцевой электроды, при этом кольцевой и центральный электроды на одной грани одного пьезоэлектрического диска и на противоположных гранях другого пьезоэлектрического д .ска соед иены между собой и подключены к общей шине, несоединонные с общей шиной кольцевые электроды обоих пьезоэлектрических дисков соединены между собой, а входом и выходом пьезоэлектрического фильтра являются выводы от центральных электродов.

На чертеже приведена конструкция пьезоэлектрического фильтра. Предложенный фильтр с одержит HBA пьезоэлектр и ческ их ди5681 54

Составитель 3, Дунаева

Редактор И. Марховская Техред А.. Богда»:, Корректор А. Жолтани

Заказ 2815/41 Тираж 1065 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушск я: наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4 ска 11,2 с секторным вырезом, на поверхностях которых нанесены разделенные централь ные 3, 4, 5 6 и кольцевые 7, 8, 9, 10 электроды, при этом,кольцевой 8 и центральный 4 электроды на одной грани одного пье- g зоэлектрического диска и на противополож.» ных гранях другого пьезоэлектрического диска кольцевой 10 и центральный 5 электр роды соединены между собой и подкл»очены ,к обшей шине, несоединенные с обшей шиной кольцевые электроды 7,9 обоих пьезо-., электрических дисков соединены между собой, а входом и выходом пьезоэлектрического фильтра являются выводы от централь- ных электродов 3 r» 5.

В результате электроды пьеэоэлектри« ческих дисков с секторным вырезом оказываются соединенными таким образом, что образуют последовательное включение двух однозвенных пьезофильтров, полюса затуха- ро ния частотных характеристик которых расположены по разные стороны от средней .частоты фильтра, обеспечивая симметричность частотной характеристики.

Благодаря указанной схеме соединения электродов пьезоэлектрических дисков с секторным вырезом различие затухания отдельных звеньев фильтра оказывается больш»м, чем в известном устройстве, и, вследствие этого, полоса пропускания фильтра оказЫвается существенно L.èðå. В частности, мак симальная полоса пропускания фильт,эа более чем в два раза, превосходит соответствующее значение для известного фильтра и достигает величины 1,5% от средней частоты

f фильтра даже для такого, узкополосного пьезоматериала, как пьезокерамика ГТС-22.

Следует отметить, что укаэанная схема

„соединения электродов двух пьеэодисков с

pagne»r» g»rM секторным »вырезом из всех возможных является единственной, обеспечи- ваюшей наиболее широкую полосу пропускания фильтра при сохранении симметричности его частотной характеристики затухания

Формула изобретения

Пьезоэлектрический фильтр, содержащий два пьезоэлектрических ди ка с секторным вырезом, на поверхностях которых нанесены разделенные центральный и кольцевой эль»дъ роды, при этом кольцевой и центральный электроды на одной грани одного пьезоэлектрического диска и на противоположных гранях другого пьезоэлектрического диска соединены между собой и подключены к обшей шине, отличающийся тем, что, сцелью расширения ширины полосы пропускания, несоединенные с общей шиной кольцевые элект-, роды обоих пьезоэлектрических дисков соединены между собой, а входом и выходом пьезоэлектрического фильтра являются вь»во ды от центральных электродов.

Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе:

1, Авторское свидетельство СССР

% 371672, Н 03 Н 9/00, 1971, 2. Журн . Электронна техника", 1975, серия 1Х, вып. 5, с. 6