Колодочный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ СТВУ

<»568767

- Союз. Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.11.75 (21) 2188474/27 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.О8.77. Бюллетень № 30 (45) Дата опубликования описания 02.12.77 (51)м Кч F 16 051/24

F 16 D 65/74

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.597 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Л. Н. Князев, Л. Ю. Козак и М. А. Должанов

Ивано-Франковский институт нефти и газа (71) Заявитель (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к барабанно-колодочным тормозам.

Известны барабанно-колодочные тормоза с креплением фрикционных накладок к подвижному основанию, выполненному в виде прямоу ольного параллелепипеда с радиальной поверхностью, которое установлено в камере колодки, наполненной жидким металлом.

Однако в таких барабанно-колодочных тормозах с,пневматическим приводом регулирование зазора между тормозным барабаном и фрикционными накладками колодками производится вручную посредством червячной пары, являющейся промежуточным элементом между тормозной камерой и разжимным кулаком тормозных колодок, что требует затрат человеческого труда. Кроме того, несвоевременное регулирование зазора во фрикционной паре существенно снижает эффективность тор м о жени я.

Цель изобретения — обеспечение возможности автоматического регулирования зазора между трущимися поверхностями колодок и барабана.

Для этого предлагаемый тормоз снабжен заполненными жидкостью силовым цилиндром и компенсационным бачком, соединенными невозвратным клапаном, при этом полость цилиндра связана с бачком и подключена посредством трубопровода к камере тормозной колодки, а шток поршня цилиндра установлен с возможностью его взаимодействия с рычагом при износе фрикционных пар.

На фиг. 1 приведен предлагаемый колодочный тормоз, продольный разрез, иа фиг.

2 —,поперечный разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство азтоматического регулятора зазора.

10 Колодочный тормоз состоит из тормозного барабана 1, фрикционных накладок 2, тормозной колодки 8, камеры 4, в ребре которой устанозлен клапан 5, подключенный к штуцеру с подводной трубкой б. Камера 4 запол15 иена жидким металлом, обеспечивающим снижение теплового состояния, подвижного основания 7, на торцах которого установлены уплотнительные кольца 8, а сверху его перемещение ограничивают стопорные планки 9.

20 Автоматический регулятор зазора содержит штуцер с трубкой 10, клапан 11, расположенный в стенке компенсационного бачка

12, установленного сверху рабочего цилиндра

18, в котором, перемещается поршень 14 со штоком 15, подпружиненным пружиной 1б.

Шток 15 взаимодействует с наконечником 17 рычага 18,,который выполнен заодно с разжимным кулаком 19. Вторым концом рычаг

18 соединен со штоком 20 пневмокамеры (не показана) .

568767

Компенсационный бачок 12 tt раоочий цилиндр 18 заполнены незамерзаемой жидкостью. Клапан 5 отрегулирован, например, на давление 5,0 кгс/см . Клапан 11 отрегулирован iHB дав IBHHe ниже атмосферного, т. е. например, на 0,95 кгс/см . Расстояние между наконечником 17 рычага 18 и торцом штока

15 устанавливается так, что по мере износа фрикционных пар тормоза наконечник 17 рычага 18 давит на шток 1б, при этом,происходит подача незамерзаемой жидкости в камеру 4 тормозной колодки 8. Компенсационный бачок 12 .и рабочий цилиндр 18 герметизируются от попадания на их поверхности пыли и грязи и крепятся к тормозному диску 21 вне тормозного механизма.

Колодочный тормоз работает следующим образом.

При длительной эксплуатации тормозов в результате .износа их трущихся поверхностей образуется увелпченный зазор между внутренней поверхностью тормозного барабана 1 и наружными поверхностями фрикционных накладок 2 тормозной колодки 8, ход рычага

18 увеличивается, и его наконечник 17 нажимает на шток 15, перемен;ая поршень 14 в рабочем цилиндре 13. Это повышает „-авленп жидкости, и она через штуцеры с трубками 5 и (О и клапан 5 поступает в камеру 4 тормозной колодки 8, воздействуя на жидкий металл.

При этом происходит перемещение, подвижного o„"íîâàíèÿ 7, ч о ведет к уме-ьшешпо зазора между фрикционными парами колодочного тормоза, т. е. обеспечивает его постоян-. ную величину по всему углу их охвата.

При завершении торможения, возвращаясь, рычаг 18 освобождает шток 15, и поршень 14 под действием пружины 15 отходит. Это вы5 зывает закрытие клапана 5 камеры 4 торм03ной колодки 8, поскольку снижается давление жидкости в рабочем цилиндре 18. Одновременно с закрытием клапана 5 открывается клапан 11 компенсационного бачка 12 за

1О счет разрежения в полости рабочего цидпндр2 (3 H,ïðoèñõîëttT ее 1наполнение жидкостью.

Формула изобретения

Колодочный тормоз, преимущественно барабанного типа для тяжелых автомобилей, содержащий тормозные колодки с подвижным основанием, имеющим форму кольцевого сектора с параллельными торцовыми стенками, о установленным в башмаках, имеющих сооТветствующую основную, полость. заполненную жидким металлом, и рычаг поворота с разжимным кулаком, отли ч аю щи и с я тем, что, с целью обеспечения возможности автоматического регулирования зазора между трущимися поверхностями колодок .и барабана, тормоз снабжен заполненными жидкостью силовым цилиндром и компенсационным бачком, соединенными невозвратным клапаном. при этом полость цилиндра связана с бачком и .подключена посредством трубопровода к камере тормозной колодки, а шток поршня цилиндра установлен с возможностью его взаимодействия с рычагом при износе фрикЗ ционных пар.

568767

Составитель А. Шаповаленко

Техред М. Семенов Корректор И, Симкииа

Редактор Л. Василькова

Тнп. Харьк. фил. пред. «Патент>

Заказ 666/1821 Изд. ¹669 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5