Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ СТВУ
<»568767
- Союз. Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.11.75 (21) 2188474/27 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.О8.77. Бюллетень № 30 (45) Дата опубликования описания 02.12.77 (51)м Кч F 16 051/24
F 16 D 65/74
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.597 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Л. Н. Князев, Л. Ю. Козак и М. А. Должанов
Ивано-Франковский институт нефти и газа (71) Заявитель (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к барабанно-колодочным тормозам.
Известны барабанно-колодочные тормоза с креплением фрикционных накладок к подвижному основанию, выполненному в виде прямоу ольного параллелепипеда с радиальной поверхностью, которое установлено в камере колодки, наполненной жидким металлом.
Однако в таких барабанно-колодочных тормозах с,пневматическим приводом регулирование зазора между тормозным барабаном и фрикционными накладками колодками производится вручную посредством червячной пары, являющейся промежуточным элементом между тормозной камерой и разжимным кулаком тормозных колодок, что требует затрат человеческого труда. Кроме того, несвоевременное регулирование зазора во фрикционной паре существенно снижает эффективность тор м о жени я.
Цель изобретения — обеспечение возможности автоматического регулирования зазора между трущимися поверхностями колодок и барабана.
Для этого предлагаемый тормоз снабжен заполненными жидкостью силовым цилиндром и компенсационным бачком, соединенными невозвратным клапаном, при этом полость цилиндра связана с бачком и подключена посредством трубопровода к камере тормозной колодки, а шток поршня цилиндра установлен с возможностью его взаимодействия с рычагом при износе фрикционных пар.
На фиг. 1 приведен предлагаемый колодочный тормоз, продольный разрез, иа фиг.
2 —,поперечный разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство азтоматического регулятора зазора.
10 Колодочный тормоз состоит из тормозного барабана 1, фрикционных накладок 2, тормозной колодки 8, камеры 4, в ребре которой устанозлен клапан 5, подключенный к штуцеру с подводной трубкой б. Камера 4 запол15 иена жидким металлом, обеспечивающим снижение теплового состояния, подвижного основания 7, на торцах которого установлены уплотнительные кольца 8, а сверху его перемещение ограничивают стопорные планки 9.
20 Автоматический регулятор зазора содержит штуцер с трубкой 10, клапан 11, расположенный в стенке компенсационного бачка
12, установленного сверху рабочего цилиндра
18, в котором, перемещается поршень 14 со штоком 15, подпружиненным пружиной 1б.
Шток 15 взаимодействует с наконечником 17 рычага 18,,который выполнен заодно с разжимным кулаком 19. Вторым концом рычаг
18 соединен со штоком 20 пневмокамеры (не показана) .
568767
Компенсационный бачок 12 tt раоочий цилиндр 18 заполнены незамерзаемой жидкостью. Клапан 5 отрегулирован, например, на давление 5,0 кгс/см . Клапан 11 отрегулирован iHB дав IBHHe ниже атмосферного, т. е. например, на 0,95 кгс/см . Расстояние между наконечником 17 рычага 18 и торцом штока
15 устанавливается так, что по мере износа фрикционных пар тормоза наконечник 17 рычага 18 давит на шток 1б, при этом,происходит подача незамерзаемой жидкости в камеру 4 тормозной колодки 8. Компенсационный бачок 12 .и рабочий цилиндр 18 герметизируются от попадания на их поверхности пыли и грязи и крепятся к тормозному диску 21 вне тормозного механизма.
Колодочный тормоз работает следующим образом.
При длительной эксплуатации тормозов в результате .износа их трущихся поверхностей образуется увелпченный зазор между внутренней поверхностью тормозного барабана 1 и наружными поверхностями фрикционных накладок 2 тормозной колодки 8, ход рычага
18 увеличивается, и его наконечник 17 нажимает на шток 15, перемен;ая поршень 14 в рабочем цилиндре 13. Это повышает „-авленп жидкости, и она через штуцеры с трубками 5 и (О и клапан 5 поступает в камеру 4 тормозной колодки 8, воздействуя на жидкий металл.
При этом происходит перемещение, подвижного o„"íîâàíèÿ 7, ч о ведет к уме-ьшешпо зазора между фрикционными парами колодочного тормоза, т. е. обеспечивает его постоян-. ную величину по всему углу их охвата.
При завершении торможения, возвращаясь, рычаг 18 освобождает шток 15, и поршень 14 под действием пружины 15 отходит. Это вы5 зывает закрытие клапана 5 камеры 4 торм03ной колодки 8, поскольку снижается давление жидкости в рабочем цилиндре 18. Одновременно с закрытием клапана 5 открывается клапан 11 компенсационного бачка 12 за
1О счет разрежения в полости рабочего цидпндр2 (3 H,ïðoèñõîëttT ее 1наполнение жидкостью.
Формула изобретения
Колодочный тормоз, преимущественно барабанного типа для тяжелых автомобилей, содержащий тормозные колодки с подвижным основанием, имеющим форму кольцевого сектора с параллельными торцовыми стенками, о установленным в башмаках, имеющих сооТветствующую основную, полость. заполненную жидким металлом, и рычаг поворота с разжимным кулаком, отли ч аю щи и с я тем, что, с целью обеспечения возможности автоматического регулирования зазора между трущимися поверхностями колодок .и барабана, тормоз снабжен заполненными жидкостью силовым цилиндром и компенсационным бачком, соединенными невозвратным клапаном. при этом полость цилиндра связана с бачком и .подключена посредством трубопровода к камере тормозной колодки, а шток поршня цилиндра установлен с возможностью его взаимодействия с рычагом при износе фрикЗ ционных пар.
568767
Составитель А. Шаповаленко
Техред М. Семенов Корректор И, Симкииа
Редактор Л. Василькова
Тнп. Харьк. фил. пред. «Патент>
Заказ 666/1821 Изд. ¹669 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5