Устройство для гашения колебаний объекта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 1

В

Оп ИС НИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

«»568770

Союз. Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.07.74 (21) 2050614/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет —. (51)М.Кл,- F 16 F 9/50

В 60 G 23/00

Гоаударствеииый комитет

Совета Мииистроо СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.012-567 (088.8) (43) Опубликовано 15.08.77. Бюллетень № 30 е (45) Дата опубликования описания 02.12.77 (72) Авторы изобретения

Н. В. Герасимов и Ю. В. Шатилов

Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт им. акад. С. П. Королева (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ

КОЛЕБАНИЙ ОБЪЕКТА

Изобретение относится к области виброзащивных свойств и может быть использовано в машиностроительной, автомобильной,и авиационной технике.

Известно устройство для гашения колебаний, содержащее датчик вибрации, виброгаситель, электрически связанный с электросхемой управления и .источником гидравлического давления (1).

Известное устройство позволяет подавлять вибрациями в месте установки датчика вибрации за счет создания и подачи сигнала вибрации в противофазе. Общие же колебания всей конструкции этим устройством не снижаются, Кроме того, это устройство является акт ивным, т. е. требующим мощный источник гидравлическогоо давления.

Известно устройство для гашения колебаний объекта, состоящее из двухкамерного пневматического амортизатора с перепускным электроклапаном и блока управления жесткостью амортизатора (2).

Недостатком этого устройства является малая эффективность гашения резонансных ,колебаний при полигармонических или случайных воздействиях. Перепускной клапан открывается с частотой воздействия и при наличии одновременно высокочастотного и низкочастотного колебаний, низкочастотные (резона нсные) колебания не гасятся, так как практически для них камеры сообщены.

С целью повышения эффективности гашения колебаний при случайных воздействиях предлагаемое устройство снабжено датчиком ускорения, установленным на объекте, а блок управления жесткостью амортизатора состоит из фильтра низких частот, подключенного к выходу датчика ускорения, апериодических

10 звеньев, соединенных последовательно с фильтром низких частот, усилителя мощности, реле и сумматора, ко входам которого через соответствующие реле подключены выходы апериодических звеньев, а к выходу через

15 усилитель мощности — обмотка электроклапана амортизатора.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство состоит из двухкамерного

20 пневматического амортизатора 1 с перепуск,ным электроклапаном 2, блока 8 управления жесткостью и датчика 4 ускорения, установленного на объекте б.

Блок Л управления жесткостью состоит из

25 фильтра б низких частот, подключенного к выходу датчика 4 ускорения, апериодических звеньев 7 и 8, соединенных последовательно с фильтром б, усилителя 9 мощности, реле 10, 11 и сумматора 12, ко входам которого через реле 10, 11 подключены выходы апернодичес568770 ких звеньев 7, 8, а к выходу через усилитель

9 мощности — обмотка 18 электроклапана 2 амортизатора 1.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал с датчика 4 ускорения проходит последовательно через фильтр б низких частот и апериодические звенья 7, 8, где происходит его интегрирование на .рабочих частотах. На выходе апериодических звеньев 7 и 8 формируются соответственно сигналы у и у, пропорциональные скорости перемещения объекта и перемещению объекта.

Реле 10, 11 ооеспечивают на выходе сигнал постоянной амплитуды знака входного сиг,н,ала.

При у.у)0 (знаки скорости перемещения и перемещения одинаковы) сигналы с,реле

10, 11 складываются, усиливаются в усилителе 9 и подаются на обмотку 18 электроклапа на 2. клапан 2 обеспечивает жесткость С, амортизатора 1.

При у у(0 сигналы с реле 10, 11 складываются с разными знаками и сигнал управления равен нулю. жесткость амортизатора 1 переключается с величины С, на,величину С . (Ci С ) . Переключение жесткости по такому алгоритму обеспечивает гашение резонансных (собственных) колебаний.

Яелаемая степень демпфирования достигается подбором соотношения С /С, т. е. выбором объема камер амортизатора 1.

Фильтр 6 низких частот, пропуская без искажений сигналы рабочих частот, ослабляет высокочастотные составляющие сигналы с датчика 4 ускорения.

Таким образом, исключается влияние высокочастотных воздействий на работу клапана, что позволяет эффективно гасить резонансные колебания при полигармонических и слу5 чайных возмущениях.

Формула изобретения

Устройство для гашения колебаний объек10 та., состоящее из двухкамерного пневматического амортизатора с перепускным электроклапаном и блока управления жесткостью амортизатора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности гашения

1 колебаний при случайных воздействиях, оно снабжено датчиком ускорения, установленным на объекте, а блок управления жесткостью амортизатора состоит из фильтра низких частот, подключенного к выходу датчика ускорения, апериодических звеньев, соединенных последовательно с фильтром, низких частот, усилителя мощности, реле и сумматора, ко входу:которого через соответствующее .реле подключены выходы соответствующега апериодического звена, à .!< выходу через уси25 литель мощ ности — обмотка электроклапана амортизатора.

Источники информации, принятые во вни30 мание при экспертизе:

1. Патент Франции, выданный в СССР, № 289569, кл. В 64 С 27!32, (F 16 F 15/02), 1970.

2. Авторское свидетельство ¹ 261926, кл. В 60 D 11/26, 1969.

Г !

Составитель Г. Корнева

Редактор Г. Мозжечкова Техред М. Семенов Корректор В. Гутман

Заказ 666/1821 Изд. ¹ 669 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»