Способ регулирования рабочих процессов землеройно- транспортных машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистииеских
Республик (1111569683 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07,08,74 (21) 2050133/08 с присоединением заявки № (51) М. Кл
Е 02 Р 3/00
Е 02 Р 9/20
Государственный номитет
Сонета Министров СССР ао делам изобретений н открытий (23) Приоритет (43) Опубликованф5,08,77,Бюллетень ¹I31 (53) VQKi 621,869.4 (088.8) (45) Дата опубликования описания, 26.09.77 (72) Авторы изобретения
B. Н. Тарасов, В. Д. Глебов и Г. И. Теремязев ((! —, Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В, В. Куйбйшева--- . ч (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧИХ HPOUECCOB
ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Изобретение касается строительных и дорожных машин.
Известен способ стабилизации рабочего процесса копания грунта, в котором в i качео. тве регулируемой координаты выбирают око- 5 рость поступательного движения(машины. ТеКущве значение скорости измеряют с помошью центробежного механического регулятора, cpBBHHBBIoT с базовым значением скорости, которое устанавливают с помощью задатчи- iG ка. В качестве управляющего сигнала исполу ° эуют величину отклонения значения скорости от базового, которую подают на электрозолотник управления рабочим органом fig.
15 Основным недостатком данного способа является невозможность самонастройки систем управления при изменении грунтовых и технологических условий копания грунта, Поэтому такие системы нв обеспечивают on-,20 тимального энергетического режима копания,:
Известен также способ регулирования рабочих процессов звмлеройно-транспортных ма шин путем измерения выходных lkoординатг" например тяговой мощности f2). 25 Сущность известного способа заключается в том, что в процессе копания грунта находят и запоминают величину максимальной тяговой мощности г1 . и.при отклонении текущего значения тяговой мощности от экстремального значения формируют управляющий сигнал, который подают на электроэолот ник управления. Такой способ. позволяет системе самонастраиваться при изменении условий копания грунта и обеспечивает оптималь ный режим работы машин.
Однако для экстремального регулирования тяговой мощности необходимы непрерывные вынужденные поисковые вертикальные пере мещения рабочего органа землеройно-транспортной машины, что.при больших размерах и массе рабочего органа с грунтом приводит к большим1непроизводитвлъньтм потерям мощ насти во время рабочего процесса копания грунта. При этом траектория перемещения ежущвй кромки рабочего органа имеет ярко траженный колебательный характер, что при водит к повышенным износам рабочего оргэ на и гидропривода. В связи с колебательным.
569683
3 характером перемещения рабочего органа снижается точность управления.
Для повышения точности регулирования перемещения рабочего органа машины дополнительно измеряют вторую выходную координату- силу тяги и после преобразования о6еих координат в одноименные физические величины и сравнения их между собой и с заданным значением осуществляют перемещение рабочего органа. 10
На фиг. 1 дана функциональная (блочная) схема системы регулирования рабочих проц дсовкопания грунта; на фиг. 2 показана зависимость тяговой мощности N> от силы тяги Tjj на фиг. 3 приведен пример реализа- 15 ,ции способа.
Система регулироьания содержит. землеройно-транспортную машину 1 (сектор, буль дозер), датчик 2 мощности, датчик 3 силы тяги, преобразователь 4 сигналов тяговой 2< мощности и преобразователь 6 силы тяги, элемент 6 сравнения, логический элемент 7, звено 8 сравнения логического элемента, за; датчик 9 неравномерности регулирования, автоматический регулятор 10, электрозолот- иик 1L управления» исполнительный гидромеханизм 12 и рабочий орган 13 (ковш скрепера, отвал бульдозера).
Работа системы регулирования заключает ся в следующем.
На рабочем органе 13 землеройно-трано портной машины 1 формируются входное воздействие Р (сила сопротивления копанию), и управляющее:,воздействие M. B качестве регулируемых координат используют выходные координатымашины -тяговую мощность Ми силу тягиТ, которые являются входными сигналами автоматического регулятора 10, Величины тяговой мощности N и силы тя- 40 ги Т измеряют датчиками 2 и 3. Затем эти величины преобразуют с помощью преобра» аователей 4 и 5 в одноименные физические величины Я, Я и подают на элемент 6 сравнения. 45
Величину рассогласования этих сигналов ,Я подают в логический элемент 7 на звено 8 сравнения, где.сравнивают ее с базовым значением неравномерности регулирования ." hSg g задаваемым;задатчиком Oi С помо» 0 шью логического элеМента 7 формируют величину и знак управляющего сигнала д3, падающего на эпектрозолотник 11, после чего исполнительным гидромеханизмом 12 заглубляют или выглубляют рабочий орган 13 эем»- у леройно-транспортной машины 1, Подвижный контакт а (заглубления) и подвижный контакт б (выглублення) рабочего органа (см. фиг, 3) при помощи устройства, измеряющего величину тяговой мощности ма- шины Й,механически связаны общей колодкой с возможностью поступател ного перемещения ее. Подвижный контакт 5 закреплен на колодке, перемещаемой при помощи устройства, измерякниуго величину сипы тягй машины Т.
Перед копанием грунта контакты о и о замкнуты на заглубление рабочего органа,,которое начинается после включения системы автоматического регулирования, При заглублении рабочего органа контыгы а и 6 перемещаются одновременно вследствие увеличения тяговой мощности N> и силы тяги Т. В точке Б (см, фиг. 2) интенсивность увеличения тяговой мощности снижается, поэтому замедляется: поступательное перемещение колодки с контактами o и 5 В результате в точке В.контакты а f о размыкаются, и заглубление рабочего органа прекращается. Рабочий процесс совершается при постоянной величине срезаемой стружки, Однако :вследствие увеличения сопротивлений копанию сила тяги машины Т продолжает увеличиваться, а тяговая мощность„ Цт снижаться.,Поэтому на участке ВГ вследствие умещ шения тяговой мощности контакт о движется навстречу контакту 6 и в точке Г контакты б и 8 замыкаются, осуществляя выглубление рабочего органа.;
При выглублении рабочего органа роиоходит уменьшение силы тяги Т и увеличение тяговой мощности на участке ГВ,,Поэтому колодка с контактами а и 5 перемешается вправо, а контакт Ь влево. В зоне экстремума (точка В) контакты о и б размыкаются, а выглубление рабочего органа прекращается. Далее процесс снова совершается при разомкнутых контактах, при этом сила тяги Т вновь увеличивается, а тяговая мощ ность уменьшается.
В точке Г контакты;о и 6 .снова замыкаются. Далее работа, системы совершается в рассмотренной последовательности.Желаемая точность регулирования по данному способу легко задается путем изменеI ййя взаимного положения контактов O и 6.
В рабочей зоне регулирования на участке
ВГ встречное взаимное перемещение контак тов позволяет снизить запаздывание автоматической системы управления и повысить ее быстродействие., Применение регулирования рабочими процессами землеройно-транспортных машин позволяет обеспечить протекание рабочего,процесса копания грунта в режиме максимальной тяговой мощности с любой заданной неравномерностью регулирования и, устранив поисковые вертикальные колебания рабочего органа, получить оптимальную траекторию движения режущей кромки, обеспечивающую
569683
Г
Составитель P. Гладун
Те ед М. Левицкая К екто
Ре акто Т Шаг
К авчеико
Заказ 3216/22 Тираж 862 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 минимальную энергоемкость рабочего процесса, I
Формула изобретения
Способ регулирования рабочих процессов эемлеройно-транспортных машин путем изме рения выходных координат машины, например тяговой мощности, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулиро )О вания перемещения рабочего органа машины,доф волнительно измеряют вторую выходную коорд+ нату - силу тяги и после преобразования обеих координат в одноименные величины и сравнения их между собой и с заданным значением осуществляют перемещение рабочего ор.ганае
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе1
1. Патент CIILA М 3394474, кл. 37-129, опубл, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР
М 293974, кл, Е 02 F 9/22, 1969,