Привод стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сотоз Советских

Социалистических

Республик (11) 569741 (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлеио 01.09 75 (21) 2168451/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

Т 02 М 15/06

A)16 Н 45/02

Гасударственный хамхткт

Соввте Мннястрев ФСР нв делая хзофетваха я юткрьпкФ (43) Опубликовано25.08.77.Бюллетень № 31 (53) УДК 621.432-573(088.8) (4б) Qara опубликования описания,19.09,77 (72) Автор изобретения

О. E. Михайлов (7l) Заявитель

Производственное объединение "Кировский завод (54} ПРИВОД СТАРТЕР ГЕНЕРАТОРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на двигателях внутреннего сгорания, снабженных стартергенератором.

Известны приводы стартер-генераторов, содержащие приводную шестерню, присоединенную к якорю стартер-генератора с одной стороны через храповую муфту, а с другойчерез гидродинамическую муфту (1).

Известен также привод стартер-генератс (О ра, содержащий приводную шестерню, присое диненную к якорю стартер-генератора с од ной стороны через планетарный редуктор, а с другой — через гидродинамическую муфту причем планетарный редуктор имеет затор 15 маживаемый элемент - эпициклическую шес терню 2).

В известном приводе стартер генератора переключение из генераторного режима работы в стартерный осуществляется принуди- 20 тельно путем затормаживания центральной шестерни планетарного редуктора через храповое колесо собачкой.

Для осуществления автоматического переключения привода из генераторного режима в25 стартерный между приводной шестерней и во дилом установлена зубчатая муфта, одна полумуфта которой жестко связана с приводной шестерней, а другая установлена на винтовых шлицах водила и имеет фрикционную связь с первой. Кроме того, с целью снижения динамяческих нагрузок при включении, полумуфты могут иметь взаимную ориентацию, например, при помощи подпружиненного шарикового фиксатора. Полумуфта, установленная на винтовых шпицах водила, может быть снабжена подпружиненным элементом AJIg фиксации ее положения на водиле.

На фиг. 1 изображен предлагаемый привод с расположением деталей в генераторном режиме работы; на фиг. 2 - привод (частично) с расположением деталей в стартерном режиме; на фиг. 3 показано устройство для взаимной ориентации иолумуфт.

Привод стартер-генератора содержит приводную шестерню 1, присоединенную к якорю 2 стартер-генератора с одной стороны через планетарный редуктор 3, снабженный водилом 4, а с другой через гидромуфту 5.

Между приводной шестерней 1 и водилом 4

569741 установлена зубчатая муфта 6, одна полумуфта 7 которой жестко связана с приводной

>цестерней 1, а другая полумуфта 8 установ лена иа винтовых шлипах 9 водила и имеет фрикционную связь с первой в виде фрик- 5 циоииых элементов 10, расположенных в радиальных каналах полумуфты 7 и прижимаемых: к полумуфте 8 пружинами 11. Шариковый фиксатор 12, прижимаемый пружиной 13 к пупке 14 полумуфты 8, обеспечивает взаим- lo ную ориентацию полумуфт 7 и 8. Полумуф- та 8 снабжена шариковым фиксатором 15, прижатым пружиной 16 к упору 17 на водиле 4. Таким образом обеспечивается фиксация положения полумуфты 8 на винтовых 15 шлицах 9 водила 4. .Привод работает следующим образом.

В генераторном режиме работы привода вращение от двигателя передается через приводную шестерню 1 и гидромуфту 5 на 20 якорь 2 стартер генератора. Зубчатая муфта

6 разъединена. Полумуфта 7 вращается с приводной шестерней 1, а полумуфта 8 удерживается на винтовых шлицах 9 водила 4 шариковыми фиксаторами 15 и вращается 25 как одно целое с водилом 4. При этом фрикциоииые элементы 10 под действием центробежных сил, сжимая пружины 11, расходятся, устраняя связь между зубчатыми полумуфтами 7 и 8.

При остановке двигателя фрикционные элементы 10 прижимаются пружинами 11 к олумуфте 8, затормаживая ее. Так как якорь 2 стартер-генератора по инерции продолжает врашаться, заторможеннак полумуф- 35 та 8 сринчиваетси по винтовым шлицам 9 водила 4, преодолевая усилие пружин 16 шариковых фиксаторов 15, и входит в зацепление с полумуфтой 7. Шариковый фиксатор 12, попадающий в 4О лунку 14 полумуфты 8 при остановке дви гателя, обеспечивает взаимную ориентацию полумуфт 7 и 8 и снижает динамические нагрузки при их зацеплении. Таким образом в стартерномрежршение HpaaoliBoa . 45 шестерни 1 передается от якоря 2 стартер» генератора через планетарный редуктор .3 и включенную зубчатую муфту 6.

После запуска двигателя ведущей становится полумуфта 7, т-естко соединенная с приводной шестерней 1. Осевое усилие, во> никающее при этом в винтовых шлицах 9 полумуфты 8> выводит ее из зацепления с полумуфтой 7. При .атом пружины 16 фиксаторов 15 смягчают динамический удар полумуфты 8 об упор 17.

Привод стартер-генератора предложенной конструкции позволяет автоматизировать процесс переключения привода иэ стартерного режима работы в генераторный.

Формула изобретения

1. Привод стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания, содержащий приводную шестерню, присоединенную к якорю с одной стороны через планетарный редуктор> снабженный водилом, а с другойчерез гидромуфту, отличающийся тем, что, с целью осуществления автоматического переключения привода из геператорного режима в стартерный, между приводной шестерней и водилом установлена зубчатая муфта, одна полумуфта которой жестко связана с приводной шестерней, а другая установлена на винтовых шлицах водила и имеет фрикционную связь с первой.

2. Привод по п. 1, отличающийс я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок при включении, полумуфты имеют взаимную ориентацию, например,,при помощи подпружиненного шарикового фиксатора.

3. Привод по п. 1, отличающий» с я тем, что полумуфта, установленная на винтовых шлицах водила, снабжена подпружиненным алементом для фиксации ее полож ния на водиле.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Почтарев Н. Ф. Быстроходные четырехтактные дизели . Воениздат, М., 1965, с. 102-104.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 441122339944, кл. Т 02 И 11/04, 1974.

Составитель В. Чекмазов

-Редактор Т. Шагова Техред, М. Левицкая Корректор К. Золотовская

Заказ 3225/25 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент г. Ужгород, ул. Проектная, 4