Компоновка низа бурильной колонны

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 570693

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.06.75 (21) 2140591/03 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.77. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 13.09.77 (51) М, Кл 2 Е 21В 23/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 622.248.4.05 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. Ю. Бергштейн, М. А. Великосельский, P. Б. Вугин, В. В. Грачев, Л. Д. Кочетков, Ю. А. Фетько и М. И. Ворожбитов

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт буровой техники (71) Заявитель (54) КОМПОНОВКА НИЗА БУРИЛЬНОИ КОЛОННЫ

Изобретение относится к буровой технике, а именно к компоновкам низа бурильной колонны.

Известна компоновка низа бурильной колонны, содержащая забойный двигатель, верхний и нижний переводники, связанные резьбовым соединением и имеющие на торцах кулачки (1).

В этой компоновке отсоединение верхнего переводника от нижнего происходит после вращения бурильной колонны влево с определенной осевой нагрузкой. Вследствие неравномерного контакта бурильной колонны со стенками скважины часто происходит развинчивание резьбовых соединений, расположенных над указанной компоновкой, что снижает надежность работы устройства.

Известна компоновка низа бурильной колонны, содержащая забойный двигатель с корпусом и валом, верхний и нижний переводники, узел стопорения, включающий кулачковые полумуфты, одна из которых жестко связана с верхним переводником, а другая— с корпусом двигателя с возможностью осевого перемещения, полый разрывной цилиндр, связывающий полумуфты, и бросовый элемент (2).

Однако это устройство также не обеспечивает надежного отсоединения колонны бурильных труб от прихваченного забойного двигателя из-за возможности проворота корпуса забойного двигателя относительно вала.

Цель изобретения — повышение надежности отсоединения колонны от прихваченного забойного двигателя.

Это достигается тем, что узел стопорения снабжен дополнительным кольцом, жестко связанным с ним и выполненным с осевым профильным отверстием для взаимодействия бро1р сового элемента с валом забойного двигателя.

На фиг. 1 показана описываемая компоновка в разрезе в момент перекрытия проходного сечения; на фиг. 2 — то же, в момент отсо15 единения, колонны от прихваченного забойного двигателя.

Компоновка низа бурильной колонны состоит из забойного двигателя 1 с валом верхнего переводника 3, закрепленного на бу2р рильной трубе 4, нижнего переводника 5, связанного с корпусом забойного двигателя 1, бросового элемента 6, например шара, и узла стопорения. Узел стопоренпя включает кулачковые полумуфты 7 и 8, одна из которых свя25 зана с верхним переводником 3, а другая— с корпусом двигателя 1 через втулку 9, полый разрывной цилиндр 10, связывающий обе полумуфты, и кольцо 11, выполненное с осевым профильным отверстием для взаимодействия

ЗР бросового элемента 6 с валом 2 забойного

570693

Фиг. f

Составитель Репина

Корректор Е. Хмелева

Техред Е. Хмелева

Редактор Д. Павлова

Подписное

Изд. № 726 Тираж 778

Заказ 1935/12

Типография, пр. Сапунова, 2 двигателя и жестко соединенное с втулкой 9.

Переводники 3 и 5 соединены между собой посредством резьбового соединения, например при помощи левой рсзьоы.

Устройство работает следующим образом.

В случае прихвата забойного двигателя в скважине в бурильные трубы бросают шар 6, который потоком промывочной жидкости перемещается до кольца 11, перекрывая проходное отверстие. Под действием гидравлического усилия, действующего на верхний торец кольца 11, полый цилиндр 10 разрывается и перемещается с нижней полумуфтой 8, втулкой 9 и кольцом 11 вниз до посадки последнего на вал 2 забойного двигателя 1. Направление потока промывочной жидкости показано стрелками на фиг. 2. Затем, вращая бурильные трубы вправо, переводник 3 отсоединяют от переводника 5. В случае отсутствия возможности циркуляции промывочной жидкости внутри бурильной колонны разрыв полого цилиндра 10 осуществляется посредством б1>осового штока.

Формула изобретения

Компоновка низа бурильной колонны, содержащая забойный двигатель с корпусом и

5 валом, нижний и верхний переводники, узел стопорения, включающий кулачковые полумуфты, одна из которых жестко связана с верхним переводником, а другая — с корпусом с возможностью осевого перемещения, 10 полый разрывной цилиндр, связывающий обе полумуфты и бросовый элемент, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности отсоединения колонны от прихваченного забойного двигателя, узел стопорепия

15 снабжен дополнительным кольцом, жестко связанным с ним и выполненным с осевым профильным отверстием для взаимодействия бросового элемента с валом забойного двигателя.

Источники информации, принятые во вни20 мание при экспертизе

1, Ясашин А. М., Яковлев А. И. Испытание скважин. М., «Недра», 1973, с. 103.

2. Авторское свидетельство СССР №438774, кл. E 21В 23/00, 1973.