Фрикционная муфта сцепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

нц 570742

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСИСМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 26.03.76 (21) 2339691/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.?7. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 19.09.77 (51) M. Кл. F 16D 27/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621 825 54 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. Я. Варжин, А. В. Петренко и В. Н. Христофоров (71) Заяви-ель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения. Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные диски, сжимаемые пружинами и отключаемые рычагом (1).

Недостатком ее является большая инерционность.

Известна фрикционаня муфта сцепления, содержащая насаженные на валы ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые пружинами, и отключающее электрическое устройство (21

Недостатком его является большой вес, сложность конструкции и ненадежность работы.

Целью изобретения является снижение веса, упрощение конструкции и повышение надежности работы.

Это достигается тем, что электрическое устройство выполнсно в виде двух электропроводящих пластин, расположенных с зазором по обе стороны ведущего вала, а участок последнего, расположенный между ними, выполнен полым из пьезоэлектрического материала и снабжен двук:я диаметрально расположенными изоли1эованными электродами на H3pYжной поверхности и цилиндрическим электродом на внутренней поверхности, контактирующим с ведущим валом.

На фиг. 1 показана муфта в разрезе; на фиг, 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Муфта содержит установленный на валу па. кет фрикционных дисков 1, поджатых с по5 мощью нажимного устройства, выполненного в виде пружин 2, и две токопроводящие пластины 3, расположенные в неподвижном корпусе 4 без электрического контакта с ним.

При этом пластины 3 расположены параллель10 но друг другу и оси вала (с некоторым зазором по отношению к последнему). Участок 5 ведущего вала б, расположенный между пластинами 3, выполнен в виде полого стержня, изготовленного из пьезоэлектрического материала, например титана или бария. На наружной поверхности этого стержня с двух диаметрально противоположных сторон нанесены, например гальваническим способом, два элек. тропроводящих электрода 7 так, что они не имеют электрического контакта с валом б. На всей внутренней поверхности полого стержня нанесен электропроводящий электрод, имеющий электрический контакт с валом б.

Фрпкционная муфта сцепления работает следующим образом. Для выключения муфты между пластинами 3 и электродом 8 создают постоянное электрическое напряжение. Возникшее электрическое поле между электродамн 7 и 8 вызывают упругую деформацию сжа30 тпя — растяжения пьезокерамической части 5 о70742

7..

Фиг. 2

Составитель И. Янунов

Техред М Семенов Корректор И. Позняковская

Редактор Л. Чепайкина

Заказ 1930/10 Изд. № 689 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

3 йеду1цегб ваЛа 6. Деформация прй вращЕнии вала оказывается знакопеременной и приводит к его осевой вибрации с частотой, равной числу оборотов ведущего вала в единицу времени. Колебания вала 6, достигая зоны контакта фрикционных дисков муфты, вызывают значительное уменьшение момента трения, что приводит к ее выключению.

Для включения муфты подачу постоянного электрического напряжения прекращают, при этом момент трения муфты сцепления под действием нажимного устройства 2 сразу же приобретает первоначальное значение, т. е. происходит ее включение.

Формула изобретения

Фрикционная муфта сцепления, содержащая установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые пружинами, и отключающее электрическое устройство, î т л йч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения веса, упрощения конструкции и повышения надежности работы, электрическое устройство

5 выполнено в виде двух электропроводящих пластин, расположенных с зазором по обе стороны ведущего вала, а участок последнего, расположенный между ними, выполнен полым из пьезоэлектрического материала и снабжен

10 двумя диаметрально расположенными изолированными электродами на наружной поверхности и цилиндрическим электродом на внутренней поверхности, контактирующим с ведущим валом.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 213483, кл.

F 16D 23/14, 1966.

2. Авторское свидетельство № 381817, кл.

F 16Р 27/04, 1970.