Фрикционная муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
нц 570742
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСИСМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б1) дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 26.03.76 (21) 2339691/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.?7. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 19.09.77 (51) M. Кл. F 16D 27/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621 825 54 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. Я. Варжин, А. В. Петренко и В. Н. Христофоров (71) Заяви-ель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения. Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные диски, сжимаемые пружинами и отключаемые рычагом (1).
Недостатком ее является большая инерционность.
Известна фрикционаня муфта сцепления, содержащая насаженные на валы ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые пружинами, и отключающее электрическое устройство (21
Недостатком его является большой вес, сложность конструкции и ненадежность работы.
Целью изобретения является снижение веса, упрощение конструкции и повышение надежности работы.
Это достигается тем, что электрическое устройство выполнсно в виде двух электропроводящих пластин, расположенных с зазором по обе стороны ведущего вала, а участок последнего, расположенный между ними, выполнен полым из пьезоэлектрического материала и снабжен двук:я диаметрально расположенными изоли1эованными электродами на H3pYжной поверхности и цилиндрическим электродом на внутренней поверхности, контактирующим с ведущим валом.
На фиг. 1 показана муфта в разрезе; на фиг, 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Муфта содержит установленный на валу па. кет фрикционных дисков 1, поджатых с по5 мощью нажимного устройства, выполненного в виде пружин 2, и две токопроводящие пластины 3, расположенные в неподвижном корпусе 4 без электрического контакта с ним.
При этом пластины 3 расположены параллель10 но друг другу и оси вала (с некоторым зазором по отношению к последнему). Участок 5 ведущего вала б, расположенный между пластинами 3, выполнен в виде полого стержня, изготовленного из пьезоэлектрического материала, например титана или бария. На наружной поверхности этого стержня с двух диаметрально противоположных сторон нанесены, например гальваническим способом, два элек. тропроводящих электрода 7 так, что они не имеют электрического контакта с валом б. На всей внутренней поверхности полого стержня нанесен электропроводящий электрод, имеющий электрический контакт с валом б.
Фрпкционная муфта сцепления работает следующим образом. Для выключения муфты между пластинами 3 и электродом 8 создают постоянное электрическое напряжение. Возникшее электрическое поле между электродамн 7 и 8 вызывают упругую деформацию сжа30 тпя — растяжения пьезокерамической части 5 о70742
7..
Фиг. 2
Составитель И. Янунов
Техред М Семенов Корректор И. Позняковская
Редактор Л. Чепайкина
Заказ 1930/10 Изд. № 689 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
3 йеду1цегб ваЛа 6. Деформация прй вращЕнии вала оказывается знакопеременной и приводит к его осевой вибрации с частотой, равной числу оборотов ведущего вала в единицу времени. Колебания вала 6, достигая зоны контакта фрикционных дисков муфты, вызывают значительное уменьшение момента трения, что приводит к ее выключению.
Для включения муфты подачу постоянного электрического напряжения прекращают, при этом момент трения муфты сцепления под действием нажимного устройства 2 сразу же приобретает первоначальное значение, т. е. происходит ее включение.
Формула изобретения
Фрикционная муфта сцепления, содержащая установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые пружинами, и отключающее электрическое устройство, î т л йч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения веса, упрощения конструкции и повышения надежности работы, электрическое устройство
5 выполнено в виде двух электропроводящих пластин, расположенных с зазором по обе стороны ведущего вала, а участок последнего, расположенный между ними, выполнен полым из пьезоэлектрического материала и снабжен
10 двумя диаметрально расположенными изолированными электродами на наружной поверхности и цилиндрическим электродом на внутренней поверхности, контактирующим с ведущим валом.
15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство № 213483, кл.
F 16D 23/14, 1966.
2. Авторское свидетельство № 381817, кл.
F 16Р 27/04, 1970.