Передача винт-гайка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(ii) 570745
ОПИСАНИЕ
ИЗОЫ ЕтИНИЯ
K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.10.73 (21) 1962129/27 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.77. Бюллетень Ие 32
Дата опубликования описания 19.09.77 (51) M. Кл.2 F 16Н 25/22
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.882.082 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Л. Вайсман и В. А. Крылов (71) Заявитель
Киевское специальное конструкторское бюро диагностической аппаратуры (54) П ЕР ЕДА Ч А В И Н Т-ГА Й КА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в приборостроении, транспортных средствах и станкостроении, где необходимо иметь малое трение при незначительных точных перемещениях элементов устройств.
Известны передачи винт-гайка, содержащие ходовой винт и корпус гайки, в котором на осях смонтированы элементы качения, перемещающиеся по резьбе винта, расположенные под углом, равным углу подъема винтовой линии, и регулируемые с помощью эксцентриков.
Целью изобретения является повышение точности передачи и устранение осевого люфта.
Это достигается тем, что корпус гайки имеет безрезьбовую внутреннюю поверхность, на осях установлены резьбовые пробки, а элементы качения выполнены в виде радиальноупорных шарикоподшипников, контактирующих с указанными пробками.
На фиг. 1 показана передача винт-гайка, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — разрез по А — A на фиг. 1.
Передача содержит корпус гайки 1, в котором установлены элементы качсния в виде радиально-упорных подшипников 2, закрепленные с помоптью рсзьбовых элементов 3, винт
4 с резьбой, выполненной в виде трапсцсидальной винтовой канавки, регулировочные оси 5, имеющие резьбовые участки, помещенные в направляющих резьбовых пробках 6, зафиксированные гайкой 7, и стопорный винт 8.
5 Радиально-упорные подшипники 2 свободно установлены в корпусе гайки 1 под углом, равным углу подъема винтовой линии канавки винта 4.
Оси резьбовых элементов 3 подшипников 2
10 выполнены симметричными, Они закрепляют в корпусе гайки внутренние обоймы подшипников 2, а регулировочные оси 5 имеют эксцентрики и установлены перпендикулярно к плоскости подшипников 2.
15 Для облегчения регулировки и закрепления подшипников 2 в корпусе гайки 1 на последнем выбраны сквозные окна 9.
Передача винт-гайка работает следующим образом.
Винт 4, являясь элементом привода, обычно соединяют с электродвигателем, например реверсивным или шаговым. При вращении винта
4 от электродвигателя в противоположных направлениях возникают осевые и радиальные
25 нагрузки на винт со стороны гайки.
При вращении в направлении движения часовой стрелки, при нарезке правой резьбы осевое усилие на себя воспринимает правая группа подшипников 2. При изменении направле570745
Составитель И. Злотннк
Техред М. Семенов Корректор И. Позняковская
Редактор Н. Суханова
Заказ 1930/13 Изд. № 689 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 ния вращения на противоположное осевое усилие воспринимает на себя левая группа подшипников 2.
По этой причине наружные кольца подшипников 2 ориентированы двумя группами по три подшипника в каждой, Каждая из групп ориентирована одна относительно другой под углом 180, Таким образом, такое расположение радиально-упорных подшипников 2 определено указанным изменением направления нагрузки.
В случае возникновения зазора между подшипниками 2 и боковой поверхностью канавки винта 4, при сборке получившийся зазор устраняют поворотом эксцентриковой осп 5 в соответствующее положение.
После сборки raA«y 1 соединя1от с перемещаемым элементом.
Формула изобретения
5 Передача винт-гайка, содержащая ходовой винт и корпус гайки, в котором на осях смонтированы элементы качения, перемещающиеся по резьбе винта, расположенные под углом, равным углу подъема винтовой линии, и pery10 лируемые с помошью эксцентриков, от л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности передачи и устранения осевого люфта, корпус гайки имеет безрезьбовую внутреннюю поверхность, на осях установлены резьбовые
15 пробки, а элементы качения выполнены в виде радиально-упорных шарикоподшипников, контактирующих с указа1шыми пробками.