Связующее для дорожных и аэродромных покрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6() Дополнительное к авт. свил-ву (22) За Явлено12.09. 75 (21). 2300979/05 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Союз Советских
Социалистических
Республик (ll) 572062
Я (Sl) M. Kn, ()9 (, т 1/0т
С (т4 В 25/О 2
Госуд рственный квинтет
Соввтв Министров СССР по делам нзооретеннй и открытий (43) Оиубликовано25.06.78.Бюллетень № 23 (53) УЛK 678.632 (45) Дата опубликования описания 22 05.7 (088.R) (72) Авторы изобретения
Е
:. Н. Баринов, М. H. Першин и А, П. Платонов
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт (7l) Заявитель (54) СВЯЗУЮЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ
И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, Оно может быть использовано при устройстве покрытий оснований и обеспыливании автомобильных дорог.
В дорожном строительстве применяется большое количество органических .вяжуших, в том числе и сланцевые смолы. Однако минеральные лтатериалы, укрепленные ими, имеют невысокие прочностные показатели и водостойкость; прочности до 30 кг/см
2 они достигают лишь через 5 лет.
Исследованы вяжушие на основе сланцевой смолы с различньтлш ускорителями твердения. Из них наиболее активное действие на процесс образования высокомолекулярных соединений оказывает формальдегид.
Однако все они имеют следуюшие недостатки: а) набор прочности укрепленного минерального матерттвла ттроисходит медленно в течение 3-4 месицетт; б) низкая прочность и водостойкость укрепленных минеральных материалов—
17 кг/см .
Формальдегид (применяемый в виде
407о-Итого раствора в воде), является выс окотоксичным веществом, ттре попре деляюттт;-.; производство работ при строительстве дорог и аэродромов с индивидуальными средcTBQMH защи Гьт, & соляная кислота ВысО» тр кокоррозионный и опасный при работе ответ дитель $1). Все это усложняет технологию производства дорожно-стротттельттьтх работ и снижает производительность труда.
Известно покрытие на основе сланцевой и "молы и фурфурола с добавлением тионола °
21. Дорожные покрь1тия на основе этого состава обладают недостаточттт тлти прочн— стными свойствами. щ Бель изобретения — увеличение прочности покрытий. Бель достттт лотся Tf.cc, ITO в связуюшее, включакннее стстттпевую смолу и фурфурол, добттвлятот моч -.вину в качество аМИН», а В КаЧЕСтВЕ Отти РACn!.ЛЯ 6ОРУт
25 сульфат окиси жеттеза.
;) 7 2О(2
Табл ица 1
Сланцевая смола
71,5
62,5
59
14,3
Фурфу
Мочевина
Сульфат окиси железа
11,8
12,5
13,6
7,5
6,25
5,9
13,6
7,15
1 8,7
23,5 выбор в качеств» отвердителя султфата окиси железа объясняется тем, что он наиболее активный для системы сланцевая смола + фурфурол + мочевина; менее гигроскопичен, чем железо хлорное (которое
5 при хранении обводняется) и менее агрессивен по сравнению с агрессивностью известной как отвердитель сланцевых смол серной кислотой, затрудняющей, а в некоторых случаях исключающей производство дорожно- . строительных работ. Соотношение компонентов, вес. %: сланцевая смола:(фурфурол + мочевинв) равно 70:30. При этом соотношение фурфурола и мочевины 2:1.
Оптимальное количество отвердителя оп15 ределяется по изменению предела прочности и коэффициента водоустойчивости укрепленного минерального материала сланцевой смолой - фурфуролом - мочевиной - в присутствии отвердителя - сульфата окиси железа, Следовательно, оптимальным количеством отвердителя для системы сланцевая смола
+ фурфурол + мочевина можно считать
1 5 Вес. %. Таким образом, выбран опти- д мальный состав связующего, вес. %:
Сланцевая смола 62-67
Фурфурол 13-17
Мочевина 6,5-8,5
Отвер дител ь — с ул ьфат 30 окиси желаза 13-17
Йля проверки правильности выбранного соотношения компонентов в предпагаемой композиции проверяют качество разработан ного вяжущего на прочность для минераль- и ной смеси оптимального состава по ГОСТ
15147-69 (в соотношении 75% вяжущего от веса сухого минерального материала).
Испытанию подвергают четыре образца предлогаемогo вяжу лего с различиям процентным содержанием компонентов (см. гибл. 1)
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Из табл.2 видно, что по основным пскаэателям предложенное вяжущее превосходит вяжущее на основе сланцевой смолы r.;добавкой анилина, фурфурола и соляной кислоты.
Положительными качествами предлагаемого вяжущего также являются следующие и оказ атели:
1. Вяжущее можно применять в широ« ком диапазоне влажности грунта без изменения прочности, При влажности минерального материала 7% прочность его при укреплении че понижается по сравнению с прочностью сухого материала.
2. Отсутствует ядовитый компонент вяжущегo - анилин.
3. Отсутствует агрессивный отвердительсоляная кислота, 4. Полимербетон на основе предлагаемого вяжущего не уступает, а по некоторым показателям превосходит применяемые в настоящее время асфальтобетонные смеси: по набуханию меньше в 3 раза, по прочности при сжатии в водонасышенном состоянии выше почти в 3 раза, в сухом — в 2,5 раза (см, табл.3).
5. Сланцевая смола является местным материалом для Северо-Запада СССР и применение ее в дорожном строительстве экономически целесообразно.
6. Предлагаемое вяжущее может быть применено в виде эмульсии того же соста. ва при строительстве дорог и аэродромов и их обеспыливании.
57206 2
Т а бл и и а 2
Прочность, кг/ см
Водонасьииение, %
Набухание, %
42,6
36 ЗЗ
8,5 8,8
0,3 0,3
8,5
9,0
0,.45
0,4
0,4
Особые свойства
Материал токсичен, опасен при работе
Та блица 3
5-9
Водонасышение, %
1,2
0,4
Набухание, %
32 при водонасышении
42 в сухом состоянии
0,75
0 76
5S
Пре дел пр очн ости при сжатии о 2 при 20 С кг/см,не менее:
Коэффициент во доустойчивости
Прочность после прогрева о 2 при 50 С кг/см
Формула изобретения
Свяэуюшее для дорожных и аэродромных покрытий, содержашее сланцевую смолу, фурфурол, амин и отвердитель, о т л ич а ю ш е е с я тем, что, с целью увеличения прочности покрытия, оно в качестве отвердителя содержит сульфат окиси железа и в качестве амина — мочевину при слес..оотношении компонентов, вес, %.
Сланцевая смола 62-67
Фурфурол 13-17
Мочевина 6,58,5
Сульфат окиси железа 13-17
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское сви летел ьство СССР
Ло 408929, кл. С 04 в 25/02, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
Уо 130913, кл, Е 01 с 3/04, 1959.