Связующее для дорожных и аэродромных покрытий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6() Дополнительное к авт. свил-ву (22) За Явлено12.09. 75 (21). 2300979/05 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Союз Советских

Социалистических

Республик (ll) 572062

Я (Sl) M. Kn, ()9 (, т 1/0т

С (т4 В 25/О 2

Госуд рственный квинтет

Соввтв Министров СССР по делам нзооретеннй и открытий (43) Оиубликовано25.06.78.Бюллетень № 23 (53) УЛK 678.632 (45) Дата опубликования описания 22 05.7 (088.R) (72) Авторы изобретения

Е

:. Н. Баринов, М. H. Першин и А, П. Платонов

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт (7l) Заявитель (54) СВЯЗУЮЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ

И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, Оно может быть использовано при устройстве покрытий оснований и обеспыливании автомобильных дорог.

В дорожном строительстве применяется большое количество органических .вяжуших, в том числе и сланцевые смолы. Однако минеральные лтатериалы, укрепленные ими, имеют невысокие прочностные показатели и водостойкость; прочности до 30 кг/см

2 они достигают лишь через 5 лет.

Исследованы вяжушие на основе сланцевой смолы с различньтлш ускорителями твердения. Из них наиболее активное действие на процесс образования высокомолекулярных соединений оказывает формальдегид.

Однако все они имеют следуюшие недостатки: а) набор прочности укрепленного минерального матерттвла ттроисходит медленно в течение 3-4 месицетт; б) низкая прочность и водостойкость укрепленных минеральных материалов—

17 кг/см .

Формальдегид (применяемый в виде

407о-Итого раствора в воде), является выс окотоксичным веществом, ттре попре деляюттт;-.; производство работ при строительстве дорог и аэродромов с индивидуальными средcTBQMH защи Гьт, & соляная кислота ВысО» тр кокоррозионный и опасный при работе ответ дитель $1). Все это усложняет технологию производства дорожно-стротттельттьтх работ и снижает производительность труда.

Известно покрытие на основе сланцевой и "молы и фурфурола с добавлением тионола °

21. Дорожные покрь1тия на основе этого состава обладают недостаточттт тлти прочн— стными свойствами. щ Бель изобретения — увеличение прочности покрытий. Бель достттт лотся Tf.cc, ITO в связуюшее, включакннее стстттпевую смолу и фурфурол, добттвлятот моч -.вину в качество аМИН», а В КаЧЕСтВЕ Отти РACn!.ЛЯ 6ОРУт

25 сульфат окиси жеттеза.

;) 7 2О(2

Табл ица 1

Сланцевая смола

71,5

62,5

59

14,3

Фурфу

Мочевина

Сульфат окиси железа

11,8

12,5

13,6

7,5

6,25

5,9

13,6

7,15

1 8,7

23,5 выбор в качеств» отвердителя султфата окиси железа объясняется тем, что он наиболее активный для системы сланцевая смола + фурфурол + мочевина; менее гигроскопичен, чем железо хлорное (которое

5 при хранении обводняется) и менее агрессивен по сравнению с агрессивностью известной как отвердитель сланцевых смол серной кислотой, затрудняющей, а в некоторых случаях исключающей производство дорожно- . строительных работ. Соотношение компонентов, вес. %: сланцевая смола:(фурфурол + мочевинв) равно 70:30. При этом соотношение фурфурола и мочевины 2:1.

Оптимальное количество отвердителя оп15 ределяется по изменению предела прочности и коэффициента водоустойчивости укрепленного минерального материала сланцевой смолой - фурфуролом - мочевиной - в присутствии отвердителя - сульфата окиси железа, Следовательно, оптимальным количеством отвердителя для системы сланцевая смола

+ фурфурол + мочевина можно считать

1 5 Вес. %. Таким образом, выбран опти- д мальный состав связующего, вес. %:

Сланцевая смола 62-67

Фурфурол 13-17

Мочевина 6,5-8,5

Отвер дител ь — с ул ьфат 30 окиси желаза 13-17

Йля проверки правильности выбранного соотношения компонентов в предпагаемой композиции проверяют качество разработан ного вяжущего на прочность для минераль- и ной смеси оптимального состава по ГОСТ

15147-69 (в соотношении 75% вяжущего от веса сухого минерального материала).

Испытанию подвергают четыре образца предлогаемогo вяжу лего с различиям процентным содержанием компонентов (см. гибл. 1)

Результаты испытаний приведены в табл. 2.

Из табл.2 видно, что по основным пскаэателям предложенное вяжущее превосходит вяжущее на основе сланцевой смолы r.;добавкой анилина, фурфурола и соляной кислоты.

Положительными качествами предлагаемого вяжущего также являются следующие и оказ атели:

1. Вяжущее можно применять в широ« ком диапазоне влажности грунта без изменения прочности, При влажности минерального материала 7% прочность его при укреплении че понижается по сравнению с прочностью сухого материала.

2. Отсутствует ядовитый компонент вяжущегo - анилин.

3. Отсутствует агрессивный отвердительсоляная кислота, 4. Полимербетон на основе предлагаемого вяжущего не уступает, а по некоторым показателям превосходит применяемые в настоящее время асфальтобетонные смеси: по набуханию меньше в 3 раза, по прочности при сжатии в водонасышенном состоянии выше почти в 3 раза, в сухом — в 2,5 раза (см, табл.3).

5. Сланцевая смола является местным материалом для Северо-Запада СССР и применение ее в дорожном строительстве экономически целесообразно.

6. Предлагаемое вяжущее может быть применено в виде эмульсии того же соста. ва при строительстве дорог и аэродромов и их обеспыливании.

57206 2

Т а бл и и а 2

Прочность, кг/ см

Водонасьииение, %

Набухание, %

42,6

36 ЗЗ

8,5 8,8

0,3 0,3

8,5

9,0

0,.45

0,4

0,4

Особые свойства

Материал токсичен, опасен при работе

Та блица 3

5-9

Водонасышение, %

1,2

0,4

Набухание, %

32 при водонасышении

42 в сухом состоянии

0,75

0 76

5S

Пре дел пр очн ости при сжатии о 2 при 20 С кг/см,не менее:

Коэффициент во доустойчивости

Прочность после прогрева о 2 при 50 С кг/см

Формула изобретения

Свяэуюшее для дорожных и аэродромных покрытий, содержашее сланцевую смолу, фурфурол, амин и отвердитель, о т л ич а ю ш е е с я тем, что, с целью увеличения прочности покрытия, оно в качестве отвердителя содержит сульфат окиси железа и в качестве амина — мочевину при слес..оотношении компонентов, вес, %.

Сланцевая смола 62-67

Фурфурол 13-17

Мочевина 6,58,5

Сульфат окиси железа 13-17

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское сви летел ьство СССР

Ло 408929, кл. С 04 в 25/02, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

Уо 130913, кл, Е 01 с 3/04, 1959.